ЯРОСЛАВЛЬ, 28 января. /Корр. ТАСС Андрей Серов/. Самолет Як-42 перед рейсом с хоккейной командой "Локомотив" совершил жесткую посадку в аэропорту Туношна. Об этом в ярославском райсуде заявил бывший руководитель полетов в аэропорту Валерий Зиновьев, передает корр. ТАСС из зала суда.
Что рассказали свидетели
Самолет летел из Москвы. "Посадка была неидеальной, грубоватой. Бывает, самолет садится плавно, а бывает ударяется о полосу, не думаю, что там были большие перегрузки, не такие уж и большие отклонения были", - сказал Зиновьев, отметив, что посадка самолета произошла в пределах нормы. "В аэропорту были и более жесткие посадки самолетов", - сказал он.
По его словам, после посадки экипаж ЯК-42 за технической помощью не обращался.
Еще один из опрошенных свидетелей - бывший старший диспетчер Арий Новик - отметил, что при посадке самолет Як-42 несколько раз касался полосы. Во время взлета Як-42 по направлению в Минск он наблюдал разбег самолета по взлетной полосе и визуально не заметил каких-либо отклонений или дефектов самолета.
"Когда середину полосы самолет прошел, он в принципе должен был оторвать от земли переднюю стойку шасси, так как самолет небольшой. Когда он выскочил на грунт, я даже не понял: то ли тормозит, то ли так же катится самолет, было непонятно, прекращает он взлет или продолжает", - отметил Новик. По его словам, ранее бывали случаи, когда в аэропорту самолеты выкатывались за пределы взлетной полосы.
"Самолет очень резко взмыл в воздух, гражданские самолеты так не взлетают, угол атаки был очень большой, - сказал бывший диспетчер аэропорта. - После этого самолет накренился на левое крыло и начал заваливаться, потом произошел взрыв".
На суде был опрошен дежурный штурман аэропорта Туношна Валерий Заслонкин, по мнению которого, во время разбега на взлет самолет Як-42 двигался очень медленно, но он видел самолет только пять секунд. Он также пояснил, что рассчетные параметры полета - курс, скорость, и количество необходимого топлива - уже были у экипажа, документы были получены ими в московском аэропорту. Парламенты, предоставленные штурманом аэропорта, экипаж ЯК-42, по всей видимости, не использовал.
По показаниям диспетчера по центровке и загрузке самолетов аэропорта Туношна Дмитрия Шабана, в багажное отделение самолета перед вылетом были погружены металлические ящики.
Предположительно, этот груз мог сильно увеличить вес самолета.
По словам Шабана, заднее багажное отделение самолета было полностью заполнено. В переднем перед погрузкой были банки с маслом, и в него же загрузили несколько металлических ящиков на колесиках из багажа хоккейной команды. "Мне бы хотелось знать, что это за металлические ящики и что в них было", - сказал на суде единственный обвиняемый по уголовному делу об авиакатастрофе замгендиректора по организации летной работы авиакомпании "Як Сервис" Вадим Тимофеев.
Как отметил диспетчер, багаж перед вылетом не взвешивался и не досматривался.
"Команды на взвешивание груза не было. Взяли среднее, как было в прошлом году, когда вес багажа варьировался от тонны до 1,2 тонн", - сказал он, отвечая на вопрос Тимофеева о весе груза, взятого для расчета необходимых взлетных параметров самолета.
Шабан лично принимал участие в загрузке самолета и подписывал погрузочные ведомости. Контролировал процесс погрузки один из членов экипажа воздушного судна, но кто именно это был, диспетчер не помнит.
Дело о катастрофе Як-42
Крушение самолета Як-42, на борту которого находились спортсмены, тренеры и персонал хоккейного клуба "Локомотив", произошло 7 сентября 2011 года во время взлета из аэропорта Туношна (Ярославль). Погибли 44 человека. Единственным обвиняемым по делу об авиакатастрофы проходит замгендиректора по организации летной работы авиакомпании "Як Сервис" Вадим Тимофеев. По его версии, авиакатастрофа произошла из-за неправильной центровки груза на борту Як-42. Свою вину он не признает.