1 апреля 2015, 09:00,
обновлено 13 июля 2017, 10:23

Пятеро фигурантов: что известно об осужденных за убийство Немцова

Заур Дадаев, главный обвиняемый  в убийстве Бориса Немцова
Заур Дадаев, главный обвиняемый в убийстве Бориса Немцова

По делу проходили Анзор и Шадид Губашевы, Тамерлан Эскерханов, Хамзад Бахаев и Заур Дадаев. Суд приговорил их к срокам от 11 до 20 лет в колонии строгого режима

Бориса Немцова убили в центре Москвы в ночь на 28 февраля. Спустя пять дней глава ФСБ Александр Бортников заявил, что в уголовном деле уже появились подозреваемые. Их имена стали известны 7 марта, а на следующий день пятерых фигурантов - Анзора и Шадида Губашевых, Тамерлана Эскерханова, Хамзада Бахаева и Заура Дадаева - арестовали. 13 июля 2017 года всем пятерым вынесен приговор: Дадаеву - 20 лет заключения со штрафом в размере 100 тыс. рублей, Губашеву Анзору - 19 лет со штрафом в 100 тыс. рублей, Губашеву Шадиду - 16 лет со штрафом в 100 тыс. рублей, Эскерханову Темирлану - 14 лет со штрафом в 100 тыс. рублей, Бахаеву Хамзату - 11 лет колонии со штрафом в 100 тыс. рублей. Что известно о предполагаемых убийцах политика - в специальном материале ТАСС.

Заур Дадаев

Заур Дадаев - главный обвиняемый в деле об убийстве Немцова. Уроженец Ставропольского края и проживающий в Ингушетии Дадаев около десяти лет служил в батальоне "Север" МВД Чеченской Республики. В 2010 году он, сержант 46-й отдельной бригады внутренних войск МВД РФ, был награжден орденом Мужества - "за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе". Высокую награду ему вручил Рашид Нургалиев, возглавлявший тогда МВД России, на праздничном мероприятии, посвященном 10-летию 46-й отдельной бригады оперативного назначения ВВ МВД РФ.

В пресс-службе внутренних войск МВД России рассказали об обстоятельствах увольнения Дадаева. 23 декабря прошлого года он обратился с рапортом об уходе с военной службы по собственному желанию. После сдачи дел он с 27 января 2015 года находился в отпуске с последующим исключением из списка воинской части.

Глава Чечни Рамзан Кадыров в своем Instagram написал, что знал Дадаева, "как настоящего патриота России", который убил нескольких опасных террористов. Кадыров поручил секретарю Совбеза Чечни выяснить обстоятельства увольнения Дадаева, "изучить его поведение, настроение перед уходом со службы".

8 марта на процессе об избрании меры пресечения для фигурантов судья сообщила, что Дадаев признал причастность к убийству Немцова. Он попросил справедливого суда: "Я хочу, чтобы суд тщательно изучил это дело и чтобы все было по закону. Больше добавить мне нечего".

Однако спустя два дня "Московский комсомолец" сообщил, что Дадаев отказался от признания. "Все время кричали: "Ты убил Немцова?". Я отвечал, что нет. В момент задержания я был с товарищем, с моим бывшим подчиненным Русланом Юсуповым. И они сказали, что если я признаюсь, то его отпустят. Я согласился. Думал, его спасу, и меня до Москвы довезут живого... Так вот я думал, в Москву привезут, и я тут скажу на суде всю правду. Что я не виновен. Но судья даже слова мне не дал", - привело издание слова Заура Дадаева.

1 апреля Дадаев в Мосгорсуде снова отказался от своего признания. "Мои показания были даны под давлением и под диктовку. Нет никаких свидетелей, у меня есть алиби, во время убийства я был у себя дома", - сказал Дадаев. Он заявил, что был похищен 5 марта в Магасе, а 7 марта доставлен в здание Следственного комитета в Москве. Между тем, по словам следователя, предполагаемый убийца неоднократно давал признательные показания. 

Братья Губашевы

По словам секретаря Совбеза Ингушетии Альберта Барахаева, члены семьи Губашевых, как и семьи Дадаевых, являются выходцами Итум-Калинского района Чечни, которые в 60-х годах переселились в станицу Вознесеновская.

Шадид Губашев - уроженец Ингушетии, зарегистрированный в Одинцовском районе Подмосковья. Анзор Губашев родился в Ростовской области, прописан в Ингушетии, имеет 9 классов образования. У него нет жены, детей, как и постоянного места работы.

Оба брата не признали своей вины. "Я не совершал этого преступления. У меня проблемы со здоровьем - язва и геморрой", - сказал Шадид Губашев. Его брат Анзор также отрицал свою вину. 

Хамзад Бахаев

Хамзад Бахаев родился в Ингушетии, зарегистрирован в Одинцовском районе Подмосковья. Бахаев заявил, что "об убийстве Немцова узнал из СМИ, когда был дома ". Он также отметил, что у него шестеро детей и просил не заключать его под стражу. 

Тамерлан Эскерханов

Тамерлан Эскерханов - уроженец Чечни, зарегистрирован в Москве. "В момент преступления я находился в другом месте, у меня есть свидетели и они могут это подтвердить", - отметил Эскерханов.

Анзора Губашева и Заура Дадаева задержали 7 марта в Ингушетии: Губашева - когда он ехал в машине из Малгобека в станицу Вознесеновская Малгобекского района республики, где проживает его мать, а Дадаева - в городе Магасе. Позже стало известно, что Дадаев был задержан сотрудниками ФСКН, а затем передан ФСБ. Глава наркополиции Виктор Иванов не уточнил, проверялся ли Дадаев на употребление наркотиков.

Так как отведенные по закону для ареста задержанных 48 часов истекали утром в понедельник 9 марта, который был выходным днем, следствие вышло с ходатайством в Басманный суд Москвы в воскресенье. Перед началом суда Владимир Маркин заявил, что задержанных пятеро и следствие будет ходатайствовать об их аресте. В ходе заседания выяснилось, что трое новых фигурантов дела Шадид Губашев, Хамзад Бахаев и Тамерлан Эскерханов были задержаны 7 и 8 марта. Бахаева и Эскерханова задержали в Одинцовском районе Подмосковья, Шадида Губашева - в Ингушетии. Их допросили.

8 марта пятерых фигурантов дела под охраной спецназа доставили в Басманный суд. Перед началом заседания следствие предъявило официальные обвинения первым двум задержанным - Зауру Дадаеву и Анзору Губашеву.

Слушания по новым трем фигурантам - подозреваемым Тамерлану Эскерханову, Шадиду Губашеву и Хамзаду Бахаеву - проходили отдельно. Их подозревают в убийстве, совершенном группой лиц по предварительному сговору из корыстных побуждений или по найму, сопряженном с разбоем, вымогательством или бандитизмом, и в незаконных приобретении, передаче, сбыте, хранении, перевозке или ношении оружия, его основных частей, боеприпасов.

Пятерых задержанных арестовали до 28 апреля - до этого времени был установлен срок следствия по делу. Троих из них - Дадаева и братьев Губашевых - поместили в "Лефортово".

Решение об аресте Шадида Губашева, Бахаева и Эскерханова суд принимал в одном заседании, а не раздельно. Апелляционная инстанция Мосгорсуда расценила такой порядок избрания меры пресечения нарушающим права сторон по делу. 6 апреля Басманный суд арестовал их повторно.

Статья Меркачевой и обращение Бабушкина

10 марта журналист "Московского комсомольца" Ева Меркачева, которая как член ОНК побывала в "Лефортово", написала в своей статье, что арестованные сообщили об их якобы избиении при задержании силовиками. С арестованными встретился и глава комиссии СПЧ Андрей Бабушкин, который посчитал, что к подозреваемым в убийстве Немцова могли применяться пытки, и обратился к Генпрокуратуре и Следственному комитету с просьбой проверить эту информацию. По его словам, на теле у Дадаева видны множественные телесные повреждения, у Анзора Губашева также обнаружены ссадины на переносице, запястьях, ногах.

Допросы в Следственном комитете

Между тем Следственный комитет выступил с заявлением, в котором предупредил о недопустимости вмешательства в ход расследования уголовного дела об убийстве Немцова и пообещал дать правовую оценку действиям Меркачевой и Бабушкина, при посещении СИЗО интересовавшихся материалами данного уголовного дела. Позже Бабушкин был допрошен следователем и стал, таким образом, свидетелем. В соответствии с законом, он лишился возможности посещать не только арестованных по данному уголовному делу, но и даже СИЗО, где они содержатся.

Полемика вокруг допроса общественников

Глава СПЧ Михаил Федотов заявил, что считает необходимым защитить членов ОНК от произвольного привлечения в качестве свидетелей. Член СПЧ Андрей Бабушкин также выступил за "определенный иммунитет членов ОНК". Он предложил ввести в законодательство норму, позволяющую членам комиссий продолжать посещать места лишения свободы в случае, если они стали свидетелями "по обстоятельствам, связанным с незаконными действиями в отношении лиц, содержащихся в местах принудительного содержания".

Ранее, комментируя допрос Бабушкина, член Общественной палаты и СПЧ Иосиф Дискин выразил мнение, что привлечение членов ОНК как свидетелей должно регулироваться приказом Следственного комитета, в котором будет прописана обязанность следователя обосновывать свое решение. В то же время он высказался против законодательных ограничений на вызовы членов ОНК на допросы в качестве свидетелей. "Если такое ограничение будет, то члены ОНК станут "спецсубъектами", а это неправильно, они ведь общественники", - пояснил он.

По мнению уполномоченного по правам человека в РФ Эллы Памфиловой, "механизм вызова членов ОНК на допросы в качестве свидетелей должен быть жестко регламентирован". "Полагаю, такой механизм - это предмет для совместного обсуждения представителей правоохранительных органов и правозащитного сообщества", - считает омбудсмен.

"Информация о пытках не вызвала доверие"

11 марта глава ОНК Москвы, член Общественной палаты Антон Цветков с тремя своими коллегами посетили СИЗО "Лефортово". Комиссия правозащитников не нашла при этом следов пыток у троих арестованных. "Угрозы для жизни и здоровья арестованных Заура Дадаева, братьев Анзора и Шадида Губашевых нет. Никаких жалоб у них нет. В медицинской помощи они не нуждаются, никаких следов пыток и побоев не зафиксировано. Информация о применении к ним пыток не вызвала доверия, но мы хотим, чтобы следствие это тщательно проверило", - сказал по итогам проверки Цветков.

По мнению правозащитника, синяки у подозреваемых - это следствие жесткого задержания. "Наличие синяков и ссадин при задержании не редкость, это частый случай", - отметил он. Цветков подчеркнул, что трое фигурантов дела, содержащихся в "Лефортово", вину в причастности к убийству Немцова не признают.

По словам замглавы ОНК Москвы Михаила Сенкевича, Дадаев и братья Губашевы содержатся в СИЗО в хороших условиях. "На наш взгляд, содержатся они в прекрасных условиях относительно следственных изоляторов. Каждый из них содержится в отдельной камере", - сказал Сенкевич, уточнив, что это практически двухместная камера с нормальным метражом. По его словам, у них регулярные прогулки, на еду, как и на обслуживание персонала СИЗО они не жалуются.

"Наоборот, подчеркивают, что с ними вежливо обращаются и реагируют буквально по любому вызову. В частности, когда один из них сказал, что у него что-то с зубом, к нему мгновенно пришел врач", - рассказал Сенкевич.