2 июня 2015, 12:40,
обновлено 2 июня 2015, 12:44
Расследование крушения Boeing в Донецкой области

"Алмаз-Антей": какой стране принадлежит ракета, сбившая Boeing, пока неясно

На месте падения малайзийского Boeing 777 в Донецкой области. Архив ТАСС/ Михаил Почуев
На месте падения малайзийского Boeing 777 в Донецкой области
Самолет мог быть сбит ракетой 9М38М1 комплекса ПВО "Бук-М1", следует из презентации концерна

МОСКВА, 2 июня. /ТАСС/. Малайзийский Boeing над Украиной был сбит зенитной управляемой ракетой, вероятнее всего, 9М38М1 комплекса ПВО "Бук-М1", заявил журналистам советник генерального конструктора концерна "Алмаз-Антей" Михаил Малышевский.

"Характерные повреждения"

"Наиболее характерные повреждения... позволили сделать вывод, что причиной падения самолета было воздействие зенитной управляемой ракеты", - сказал он, представляя презентацию "Алмаз-Антея", посвященную расследованию катастрофы Boeing.

"На основании тех данных, которые были представлены специалистами концерна, был сделан вывод, что наиболее вероятным типом ракеты, приведшей к катастрофе, была ракета 9М38М1", - пояснил он.

По словам Малышевского, ракету комплекса "Бук-М2" можно однозначно исключить, поскольку ее поражающие элементы уникальны, и элементов типа "двутавр" там нет.

Советник отметил, что при анализе крушения Boeing специалисты "Алмаз-Антея" взаимодействовали с российскими экспертами, которые участвовали в расследовании катастрофы Ту-154 над Черным морем в 2001 году (тогда причиной гибели лайнера была признана зенитная ракета, запущенная на учениях украинскими военными).

Анализ проводился на основе материалов предварительного отчета международной комиссии, данных в открытом доступе и материалов комиссии, которые пока не подлежат разглашению.

"Какие-либо другие материалы, которые появлялись в СМИ, свидетельства наличия какой-либо техники в какой-то точке земного шара не учитывались", - добавил Малышевский.

Особенность ракеты

"Наиболее важной частью работы явилось определение направления движения повреждающих элементов. Поражающие элементы двигались от носа самолета к хвосту внутри его корпуса. Были повреждены левый двигатель, левое крыло, частично хвостовое оперение. Специалисты пришли к выводу, что ракета двигалась с существенным пересечением курса самолета, то есть не в лоб, а сбоку", - сказал Малышевский.

Представитель концерна также подчеркнул, что существенный объем поражающих элементов пришелся на кабину пилотов. При этом, отметил он, на фотографиях видно, что правая часть кабины осталась целой. "С правой стороны остались целыми два стекла", - пояснил Малышевский.

Он отметил, что на обшивке самолета нашли следы поражения зенитной ракетой 9М38М1 комплекса "Бук-М1", имеющей характерный разлет осколков.
"Главная особенность ракеты 9М38М1 - формирование особой области, которая имеет форму "скальпеля", перпендикулярно движению ракеты, это более 40% осколочной массы. Эта особенность была специально спроектирована", - пояснил Малышевский.

"Именно его ("скальпеля") следы и отпечатки, обнаруженные на обшивке самолета, и позволили с высокой степенью вероятности определить траекторию подхода ракеты", - подчеркнул он.

Вероятный район запуска

Ракета, сбившая малайзийский Boeing, была запущена из района южнее населенного пункта Зарощенское на Украине, анализ не подтвердил версию о запуске ракеты из Снежного, заявил Малышевский.

"На основе проведенных расчетов был определен наиболее вероятный район (запуска). Этим участком являлась местность южнее населенного пункта Зарощенское", - сказал он, представляя презентацию концерна, посвященную расследованию крушения Boeing.

"Ракета подходила с пересечением курса самолета в горизонтальной плоскости 72-78 градусов и в вертикальной плоскости - 20-22, - сказал Малышевский. - Только при таком их взаимном расположении возможно отделение правой части кабины пилотов, и чтобы стекла с ее правой стороны остались целы".

Он подчеркнул, что выполнить условие подхода ракета с пересечением в вертикальной плоскости в 20-22 градуса возможно только при запуске ракеты "из района площадью 2,5 на 3,5 километра южнее Зарощенского".

"Анализ данных позволяет достоверно исключить повреждение самолета ракетой при пуске ее из населенного пункта Снежное", - добавил представитель "Алмаз-Антея".

Он напомнил, что спустя несколько дней после катастрофы безапелляционно утверждалось, что самолет сбили из комплекса "Бук" из поселка Снежное. "Но на тот момент ни один эксперт не побывал на месте крушения самолета", - отметил Малышевский, добавив, что при поражении лайнера ракетой, запущенной из Снежного, была бы отсечена вся носовая часть самолета вместе с кабиной пилота. 

"Кто там находился, мы не комментируем"

Концерн "Алмаз-Антей" не может комментировать, кто именно стрелял по малайзийскому Boeing из района поселка Зарощенское - ополченцы либо украинские военные, заявил гендиректор концерна Ян Новиков.

"Расчеты показывают, что пуск был совершен из района рядом с Зарощенским, с погрешностью в 1,5 километра, кто там находился, мы не комментируем", - сказал Новиков, отвечая на соответствующий вопрос по итогам презентации концерна, посвященной расследованию крушения Boeing.

Он напомнил, что назывались два варианта возможного района запуска ракеты - Зарощенское и Снежное, однако концерн доказал, что из района второго населенного пункта стрельба вестись не могла. "Мы однозначно показали и готовы отвечать, что на встречных курсах ракета не могла попасть в самолет", - подчеркнул гендиректор "Алмаз-Антея".

Он также отметил, что впервые обнародован так называемый скальпель - характерная форма разлета осколков ракеты комплекса "Бук-М1". "С разрешения Минобороны секретность снята", - пояснил Новиков. 

При этом он подчеркнул, что если при атаке на малайзийский самолет использовался зенитный ракетный комплекс, то им мог быть только "Бук-М1" с ракетой 9М38М1.

"Мы не отрицаем других версий, но если Boeing был сбит зенитным ракетным комплексом, то это только "Бук-М1" и только эта ракета", - сказал он.

"Какой стороне принадлежала ракета, мы для чистоты эксперимента отметить не можем", - отметил Новиков.

Однако, напомнил он, 9М38М1 сняли с производства еще в 1999 году. "После 1999 года ракета не производилась. То есть ни концерн, ни его предприятия не могли поставить эту ракету кому бы то ни было. В то же время, мы располагаем неопровержимыми доказательствами о наличии такого типа ракет в Вооруженных силах Украины. В 2005 году концерн проводил предконтрактную проработку продления срока эксплуатации данных ракет на Украине. На тот момент их количество составляло 991 изделие", - рассказал глава "Алмаз-Антея". 

Концерн готов за свой счет провести натурный эксперимент, доказывающий, что малайзийский самолет сбила ракета комплекса "Бук-М1", заявил Новиков.

"Если это будет необходимо, мы готовы на проведение полномасштабного натурного эксперимента с участием независимых наблюдателей и экспертов, - подчеркнул он. - То есть мы осуществим подрыв ракеты 9М38М1 под указанными в презентации углами у списанного самолета такого же производителя".

По его словам, характер разрушений станет неоспоримым доказательством правоты специалистов концерна. "В случае крайней необходимости мы на это пойдем, несмотря на серьезные затраты", - заявил Новиков. 

Россия обеспокоена ходом расследования

Россия серьезно обеспокоена тем, как проводится расследование катастрофы, заявил ранее министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

"Недавно была информация, что туда пустили малайзийских специалистов, которые еще две тонны обломков и останков привезли, - напомнил министр. - Почему сразу нельзя было это сделать? Все происходило с какими-то непонятными задержками, под покровом тайны, вопреки правилам, которые в Международной организации гражданской авиации существуют, вопреки резолюции СБ ООН, которая постановила ежемесячно докладывать о ходе расследования".

"Никаких докладов вообще туда не поступает, - сообщил Лавров. - Мы только одни суетимся".

"Недавно голландцы опубликовали промежуточную информацию и попросили всех, кто может, подтвердить наличие зенитно-ракетного комплекса "Бук" на территории недалеко от места катастрофы, другие видео, знания о том или ином эпизоде, включая человека, который работал в тот день на аэродроме и видел, как истребитель летел с двумя ракетами, а вернулся с одной, который назвал фамилию пилота".

"Почему нам никто не отвечает? Где обещанные данные переговоров диспетчеров?" - обратил внимание Лавров.

Резонансные крушения самолетов азиатских авиалиний: причины и последствия