Завершено расследование дела в отношении обвиняемых в крушении Falcon во Внукове

На месте крушения самолета Dassault Falcon 50 в аэропорту Внуково. СК РФ/ ТАСС, архив
На месте крушения самолета Dassault Falcon 50 в аэропорту Внуково
Следствием установлено, что непосредственной причиной крушения самолета послужило столкновение при взлете воздушного судна со снегоуборочной машиной

МОСКВА, 28 августа. /ТАСС/. Завершено расследование уголовного дела в отношении шести обвиняемых в крушении самолета Falcon в аэропорту Внуково, оно передано для утверждения обвинительного заключения в прокуратуру. Об этом ТАСС сообщил в пятницу официальный представитель Следственного комитета (СК) РФ Владимир Маркин.

"Управлением по расследованию особо важных дел СК РФ завершено расследование по уголовному делу, возбужденному по факту катастрофы 20 октября 2014 года в аэропорту Внуково французского самолета Falcon , повлекшей смерть трех членов экипажа и пассажира - главы нефтегазовой компании Total Кристофа де Маржери, - сказал он. - Следствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело передано в Генеральную прокуратуру РФ для рассмотрения вопроса об утверждении обвинительного заключения и направления в суд для рассмотрения по существу".

Шестеро обвиняемых

Обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности крупный ущерб и смерть более двух лиц), предъявлено сотрудникам Внуковского центра организации воздушного движения филиала "Московский центр автоматизированного управления воздушным движением" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД": руководителю полетов Роману Дунаеву, диспетчеру-инструктору Александру Круглову, диспетчеру руления Надежде Архиповой, диспетчеру-стажеру Светлане Кривсун, осуществлявшей под контролем инструктора непосредственное управление экипажем французского самолета, а также работникам аэродромной службы ОАО "Аэропорт Внуково": водителю снегоуборочной машины Владимиру Мартыненко, старшему сменному инженеру Владимиру Леденеву.

"Следствием установлено, что непосредственной причиной крушения самолета послужило столкновение при взлете воздушного судна со снегоуборочной машиной, которая под управлением водителя Мартыненко, выехала в нарушение правил на взлетно-посадочную полосу при отсутствии контроля за его действиями со стороны старшего сменного инженера Леденева", - отметил Маркин.

Дополнительными факторами, добавил он, явились допущенные нарушения авиационных правил со стороны диспетчеров Дунаева, Архипова, Кривсун и Круглова. "При наличии информации локатора обзора летного поля на мониторах, которыми оборудованы их рабочие места, обвиняемые ненадлежаще исполняли свои обязанности, нарушили авиационные правила и в результате о движении спецмашины в сторону взлетно-посадочной полосы, а в последующем выехавшей на траекторию движения воздушного судна не сообщили пилотам, осуществлявшим взлет, о возникшей на их пути опасности, - сказал представитель СК. - В связи с этим пилоты не имели возможности принять меры к предотвращению столкновения воздушного судна с препятствием. При этом диспетчеры имели возможность предотвратить столкновение самолета со спецмашиной, но не предприняли к этому необходимых действий".

Кратчайшие сроки

"Особо необходимо отметить, что расследование данного уголовного дела было осуществлено в кратчайшие сроки - в течение пяти месяцев, что является достижением не только для следственной практики Российской Федерации, но и мирового расследования авиационных катастроф, которые, как правило, длятся от 3 до 10 лет. При этом особая сложность в расследовании уголовного дела состояла в участии иностранных представителей, исполнении международных запросов о правовой помощи, а также проведении соответствующей работы с французскими потерпевшими, находящимися на территории иностранных государств", - подчеркнул Владимир Маркин.

Основными доказательствами вины фигурантов являются показания самих обвиняемых, потерпевших, свидетелей, экспертов, специалистов, многочисленные протоколы следственных действий, заключения авиационно-документальных судебных экспертиз, добавил он.

В настоящее время обвиняемые и их защитники завершили ознакомление с материалами дела, составляющего 68 томов, более 400 вещественных доказательств и приложений к протоколам следственных действий.

"Для устранения условий, способствовавших совершению преступления, министру транспорта РФ внесено представление, при положительном рассмотрении которого, по мнению следствия, в будущем при возникновении подобных обстоятельств будет возможность избежать авиакатастрофы и человеческих жертв", - заключил Маркин.

Катастрофа во Внукове

В ночь на 21 октября прошлого года во Внукове-3 четырехместный самолет Falcon, следовавший рейсом Москва - Париж, при взлете задел снегоуборочную машину, загорелся и рухнул на взлетно-посадочную полосу.

В результате крушения погибли три члена экипажа и пассажир - глава концерна Total Кристоф де Маржери.