Спасатели рассказали о сложностях эвакуации водителей из снежного плена под Оренбургом

На дороге Оренбург - Орск оказались заблокированными десятки машин, которые снег засыпал практически по самую крышу

МОСКВА, 8 января. /ТАСС/. Спасатели рассказали о сложностях эвакуации оказавшихся в снежном плену водителей на трассе Оренбург - Орск в Оренбургской области.

2-3 января из-за сильнейшего снегопада и ветра в Оренбургской области были перекрыты несколько автотрасс. На дороге Оренбург - Орск оказались заблокированными десятки машин, которые снег засыпал практически по самую крышу. Спасатели эвакуировали более 80 человек. 12 из них получили обморожения. Один человек погиб.

Очевидцы, которым пришлось обогреваться в машинах подручными средствами и даже жечь личные вещи и деньги, обвинили местных чиновников, дорожные службы и региональное ГУ МЧС в бездействии.

Однако спасатели утверждают, что в тех условиях они сделали все возможное для спасения людей. Среди них - замначальника 37-й пожарной части Оренбургской области Алексей Зирюкин, который одним из первых пришёл на помощь и сам оказался в снежном плену.

Буксировка колонны

"2 января нам начали поступать звонки, что легковые автомобили на трассе Оренбург - Орск в районе поворота на Медногорск не могут продолжать движение из-за снегопада. Я в составе 37-й части выдвинулся в район 7-го километра", - вспоминает он.

Спасатели увидели на площадке около 15 легковых и 3-4 грузовых автомобиля. Двигаться они уже не могли, так как дорогу полностью замело снегом. "Водители 10 легковых автомобилей, в которых были и дети, согласились эвакуироваться на своих машинах в Медногорск. Методом буксировки, выстроив их в колонну, мы их эвакуировали в город. В этих автомобилях были и дети", - говорит замначальника пожарной части.

По его словам, скорость движения составляла максимум 30 км/ч, а минимальная доходила до 1 км/ч.

Кромешная темнота и метровые снежные завалы

Доставив легковушки в город, спасатели вернулись на трассу, чтобы продолжить эвакуацию. Для этого решили задействовать автобус высокой проходимости. Звонков с просьбами о помощи становилось все больше и больше. Но снегопад с ураганным ветром практически сводили на нет действия дорожников, полиции и спасателей: скорость ветра превышала 30 метров в секунду, снегопад, метель, оренбургская степь, темень, в которой не видно никаких ориентиров.

Преодолев всего лишь километр пути, Зирюкину пришлось выйти из автобуса, чтобы указывать водителю маршрут. Он практически "за руку" вёл технику через буран. "Но у автобуса очень быстро заледенели окна и продолжать движение уже было невозможно", - добавил Зирюкин. На трассе в это время в линию стояли тракторы. Идти они не могли. Дороги дальше не было.

"Я принял решение провести разведку, в ходе которой увидел снежные завалы высотой до 1 метра и колонну машин - не менее 15 легковушек, - вспоминает Зирюкин. - Машины стояли в хаотичном порядке, что и стало причиной невозможности работы специальной дорожной техники. Легковушки расположились в четыре ряда по всей ширине дороги".

Людям в каждой машине нужна была помощь. Из каждого автомобиля их выводили спасатели. "Им приходилось держаться за руки, а спасатели вели их в нужном направлении, - рассказал Зирюкин. - Люди уже не ориентировались в пространстве". Угодивших в снежный плен спасатели и полиция выводили небольшими группами. Приведя одну группу, уходили за другой.

По словам Зирюкина, некоторые автомобили были заметены окна, двери не открывались. "Мы давали команду вылезать через окна, некоторые выбрались через багажники", - сказал он.

Спасатель утверждает, что протяжённость только этого затора составляла 300 метров.

Не сбиться с пути, чтобы выжить

Из одной застрявшей легковушки Зирюкин вывел женщину, которая не могла идти, все время падала. Спасатель заблудился. "Я потерял ориентацию в пространстве, огней впереди не было, ветром сносило с ног... Я понял, что нельзя паниковать, нельзя сбиться с пути, иначе мы погибнем. Вскоре я почувствовал под ногами крышу автомобиля, а вдалеке увидел тусклый свет", - рассказал он. Почувствовав, что под ногами асфальт, а ветер дует в спину, он понял, что вышел в противоположную сторону. Спасатель увидел грузовой автомобиль, который на время стал убежищем и для него и для спасённой. "Она теряла сознание, мы с водителем грузовика дали ей нашатырь, я оказал ей первую медицинскую помощь. В грузовом автомобиле мы просидели до 13:00 3 января", - вспоминает Зирюкин.

По его словам, в тех условиях дорожная техника просто не могла работать. "Замерзали все системы, какие только могли. Я понимал, что только когда успокоится снег и ветер, нам смогут оказать помощь", - пояснил он.

Зирюкин уже долгое время живет в Медногорске и, по его словам, такой стихии здесь давно не было. "Правда, четыре года назад был затор, тогда был сильный ветер и снегопад. Но была более высокая температура воздуха, да и ветер был непродолжительным. В этот раз он не прекращался в течение суток", - сказал Зирюкин.

Он считает, что для спасения людей было приложено максимум усилий. "Техника выдвинулась из Оренбурга и Орска, из-за нулевой видимости личному составу приходилось выходить из машин и указывать дорогу", - рассказал он.

Людей размещали в санатории

Среди тех, кому понадобилась помощь спасателей, были граждане Таджикистана, Узбекистана, Казахстана. Но основная масса - это жители Орска и Оренбурга. Десятки человек с заметённой трассы разместили в санатории-профилактории. Им предоставили двухместные номера и обеспечили горячим питанием.