ВАРШАВА, 21 июня. /Корр. ТАСС Ирина Полина/. Окружной суд польской столицы огласил приговор по делу бывшего заместителя главы Бюро охраны правительства Польши генерала Павла Белавны, который обвинялся в ненадлежащем исполнении своих обязанностей в ходе визита в Смоленск высших должностных лиц в 2010 году, когда произошло крушение президентского самолета Ту-154М.
"Вменяемые ему действия могли довести до катастрофы под Смоленском и смерти президента и его супруги на борту самолета", - указал судья на заседании. Белавны получил 1,5 года лишения свободы условно.
Процесс против Белавны начался в 2014 году. Обвиняемый не признает свою вину. Основой для обвинений послужили показания двух экспертов. По их мнению, Белавны не проверил аэропорт назначения и маршрут передвижения президента. Кроме этого, его обвиняют в том, что в смоленском аэропорту не было сотрудника Бюро охраны правительства.
Сторона обвинения считает, что в период с 18 марта до 10 апреля 2010 года он недостаточно тщательно подошел к своим обязанностям по планированию, организации и выполнению задач по охране. Как считает Окружная прокуратура в Варшаве, "это повлекло за собой значительное снижение уровня безопасности охраняемых лиц", в том числе президента Польши. Второе обвинение - передача неправдивых сведений в документах.
Решение суда не окончательное и может быть оспорено в суде высшей инстанции. Прокуратура требовала для Белавны двух лет лишения свободы с отсрочкой на пять лет, 10 тыс. злотых штрафа и запрета работы в Бюро охраны правительства на 10 лет. Защита выступала за снятие всех обвинений.
Нет оснований считать, что на борту произошел взрыв
Самолет разбившегося под Смоленском президента Польши Леха Качиньского был тщательно проверен перед вылетом, и нет оснований считать, что на борту произошел запланированный взрыв. С таким утверждением выступил судья Окружного суда польской столицы Павел Добош, оглашая приговор Белавны.
"У суда нет оснований считать, что причиной смоленской катастрофы было покушение с использованием взрывчатых веществ, - сказал судья. - Бюро охраны правительства надлежащим образом проверило самолет с этой точки зрения перед полетом 10 апреля".
По словам судьи, находящиеся в распоряжении суда материалы не подтверждают гипотезу о покушении. "Таким образом нет оснований утверждать, что Бюро охраны правительства не предотвратило эту катастрофу", - добавил Добош.
Самолет не должен был приземляться в Смоленске
Организаторы визитов в Катынь польских делегаций 7 и 10 апреля не должны были рассматривать аэропорт Смоленск-Северный в качестве места назначения, заявил Добош, оглашая приговор Белавны.
По словам судьи, как канцелярия премьер-министра, так и президента, знали, что Смоленск-Северный - это "закрытый аэродром". "В соответствии с инструкцией, приземление самолетов с высшими должностными лицами на борту может осуществляться только на действующих аэродромах", - указал Добош.
Серьезным нарушением суд признал также тот факт, что Бюро охраны правительства заранее не провело осмотра аэропорта. "Это было безответственно", - сказал он.
Больше приговоров
Лидер правящей в Польше партии "Закон и справедливость", брат-близнец погибшего в авиакатастрофе под Смоленском президента Польши Леха Качиньского Ярослав Качиньский выразил надежду, что по делу об этом крушении прозвучит еще много приговоров. Об этом он заявил журналистам, комментируя оглашение первого решения суда в отношении Белавны.
"Надеюсь, что будет еще больше приговоров", - сказал он журналистам по прибытии на встречу близких погибших в трагедии 10 апреля 2010 года с ведущими это дело прокурорами.
Авиакатастрофа под Смоленском
10 апреля 2010 года в результате авиакатастрофы польского Ту-154М под Смоленском погибли все 96 пассажиров, находившиеся на борту, в том числе президент республики Лех Качиньский. Польская правительственная комиссия пришла к выводу, что "причиной происшествия было снижение ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости в метеоусловиях, не позволяющих осуществлять визуальный контакт с землей, а также запоздалое начало процедуры ухода на второй круг". Расследование обстоятельств трагедии продолжается как в Польше, так и в России.