11 июля 2016, 21:34,
обновлено 12 июля 2016, 07:26

Глава Красноярского края выступил в суде по делу новосибирского экс-губернатора Юрченко

Губернатор Красноярского края Виктор Толоконский. Александр Куров/ ТАСС
Губернатор Красноярского края Виктор Толоконский

Виктор Толоконский из-за жесткого графика не смог лично приехать в Новосибирск, но согласился дать показания по видеосвязи

НОВОСИБИРСК, 12 июля. /ТАСС/. Губернатор Красноярского края Виктор Толоконский во вторник дал показания в суде по делу экс-главы Новосибирской области Василия Юрченко, обвиняемого в превышении должностных полномочий при продаже участка земли в центре Новосибирска. Он заявил, что считает решение об отмене аукциона ошибочным, но не видит в этом личной заинтересованности Юрченко, передал корреспондент ТАСС из зала суда.

На момент описанных в уголовном деле событий Юрченко занимал должность первого заместителя губернатора Новосибирской области, а главой региона был Толоконский.

Губернатор Красноярского края из-за жесткого графика не смог лично приехать в Новосибирск, но согласился дать показания по видеосвязи. "С его (Юрченко - прим. ТАСС) стороны были предложения провести продажу путем прямого договора той организации, на балансе которой находился участок. Я сказал Юрченко: "Давайте не будем тут спорить, участок будет продаваться на аукционе", - сказал Толоконский. По его мнению, любые государственные объекты должны продаваться на аукционе, чтобы "цена формировалась по рыночному принципу, а не по результатам решений каких-то организаций".

Толоконский пояснил, что о позиции Юрченко узнал от главы Департамента имущественных и земельных отношений (ДИЗО) Новосибирской области Олега Галлямова. "Он (Галлямов - прим. ТАСС) докладывал, что есть одна оценка - 41 млн рублей, я ее до сих пор помню. О других оценках. Если и были, то они не могут быть объективны, потому что оценку заказывает Департамент имущественных и земельных отношений", - сказал губернатор.

Позиции не совпали

Толоконский при этом отметил, что не считает, что у Юрченко была личная заинтересованность в продаже участка. "У меня не было к нему претензий как к заместителю, этот разный подход носит, скорее, тактический, локальный характер. В данном случае позиции не совпали... Пока я работал, эта позиция выдерживалась всеми без исключения", - сказал свидетель.

По словам Толоконского, решение о строительстве гостиницы на участке в центре Новосибирска появилось задолго до подключения к этой работе Юрченко. Более того, он сам был инициатором этого. "Был план построить в этом месте гостиницу, этот план был сформирован много лет назад... Предполагалось строить гостиницу, и это было мое решение", - сказал он.

Отвечая на вопрос адвоката Александра Баляна, Толоконский сказал, что неоднократно торопил Юрченко и других сотрудников администрации со строительством гостиницы на указанном участке. "Процесс шел медленно, поэтому такие напоминания и он, и коллеги получали неоднократно. Какого-то особого разбора полетов не было: у меня не было сомнений в дееспособности Юрченко, но скорость реализации решения меня не устраивала", - отметил Толоконский.

Юрченко не мог приказывать

Толоконский уточнил, что у Юрченко не было полномочий приказать Галлямову продать участок определенным образом, это решение он как глава ДИЗО должен был принимать сам.

"Василий Алексеевич (Юрченко - прим. ТАСС) приказать им не имел права. Они сами принимают решение, они могли его решение просто не исполнять", - сказал Толоконский. Он добавил, что совершить сделку без ведома Галлямова также было невозможно: "Если продажа произошла без его ведома - это нарушение, Галлямов должен был принять соответствующие меры".

О том, что адресная продажа все-таки состоялась, Толоконский узнал уже после ухода с должности губернатора. Он счел ее "незаконной, неправильной и ошибочной" и обратился в прокуратуру. "Когда я узнал, что участок продан без публичного аукциона и по пересмотренной цене, я счел, что это подрывает авторитет власти и требует специального рассмотрения. Эта сделка неправильная и требует спецоценки, в том числе и в правовом отношении", - сказал Толоконский.

Ранее позицию обвинения в суде поддержали бывший замгубернатора области Владимир Анисимов и экс-глава регионального Департамента имущественных и земельных отношений Олег Галлямов, возглавляющий сейчас территориальное управление Росимущества в Новосибирской области. Оба в суде заявили, что Юрченко дал личное распоряжение об отмене аукциона и адресной продаже земельного участка компании

"Тактика" по заниженной цене - около 20 млн рублей. При этом реальная стоимость участка, по их мнению, была в 1,5-2 раза выше. Аналогичные показания дал и бывший директор ОАО "Газтранском" (собственник участка) Павел Шарапов.

Два дела Юрченко

В отношении бывшего губернатора Новосибирской области, отправленного президентом РФ в отставку 18 марта 2014 года в связи с утратой доверия, расследовались два уголовных дела. Оба были возбуждены по статье "Превышение должностных полномочий". До суда пока дошло только одно из них.

Согласно версии обвинения, Юрченко в 2010 году, будучи первым заместителем губернатора, дал указание об отмене аукциона по продаже объекта незавершенного строительства и земельного участка на улице Чаплыгина в центре Новосибирска. Объекты и участок находились в собственности компании "Газтранском", 100% акций которой принадлежат Новосибирской области. При этом Юрченко дал указания продать эти объекты фирме "Тактика" за цену, не превышающую 20 млн рублей. По оценке следствия, бюджет Новосибирской области недополучил около 22 млн рублей.

Рассмотрение дела по существу началось 18 декабря 2015 года. Юрченко вину не признал, заявив, что решение по этому участку принималось без его участия. Озвучить свою позицию более полно экс-губернатор пообещал после исследования всех доказательств по делу.

Согласно материалам другого дела, которое еще расследуется, 21 мая 2012 года Юрченко в качестве губернатора области подписал незаконное распоряжение о переводе земельного участка, на котором располагался полигон с боеприпасами, из категории земель обороны и безопасности в категорию земель сельскохозяйственного назначения.

По данным следствия, эти действия повлекли причинение имущественного ущерба в сумме не менее 12 млн рублей коммерческой организации, которая по договору с полигоном выращивала пшеницу для его нужд.

Кроме того, это решение повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов государства в сфере обороноспособности. Окончательное обвинение по этому эпизоду Юрченко еще не предъявлено.

В мае Центральный районный суд по ходатайству следствия наложил арест на земельный участок и загородный дом Василия Юрченко.