Ученые выяснили, почему при скрещивании родственных видов получается стерильное потомство

9 марта, 11:23 UTC+3 НОВОСИБИРСК /Корр. ТАСС, Анастасия Аникина

Результаты исследования сибирских ученых также показали, что в первую очередь стерильность возникает у самцов и только потом обнаруживается у самок

НОВОСИБИРСК, 9 марта. /Корр. ТАСС Анастасия Аникина/. Ученые из Института цитологии и генетики (ИЦиГ) СО РАН исследовали потомство двух родственных видов серых полевок, изолированных друг от друга из-за оледенений около миллиона лет назад, и пришли к выводу, что эти особи стерильны из-за конфликта при редукционном делении клеток (мейозе). О результатах исследования, опубликованного в журнале Scientific Reports группы Nature, сообщает сегодня издание "Наука в Сибири".

"Нам интересны два вида полевок, которые, грубо говоря, являются близнецами: то есть по строению и внешнему виду очень похожи между собой. Они разошлись не столь давно, так что это удобная модель для исследования: на ней можно изучить ранние стадии видообразования. В процессе мейоза образуются половые клетки (гаметы), папины и мамины гомологичные хромосомы встречаются, и между ними происходит рекомбинация - то есть все части родительских хромосом постоянно перемешиваются. А у гибрида между этими частями возникает конфликт: хромосомы не могут соединиться, и в результате половые клетки не появляются", - цитирует издание автора исследования, сотрудницы лаборатории рекомбинационного и сегрегационного анализа ИЦиГ Анну Торгашеву.

В сообщении отмечается, что смешивание хромосом - очень важный эволюционный механизм, обеспечивающий разнообразие живых организмов. По словам Торгашевой , за "долгие годы разлуки сходство геномов этих видов полевок уменьшилось настолько, что разница между похожими участками хромосом стала весьма значительной". Гены разошлись по разным хромосомам, из-за чего поиск пар сильно затруднился.

В издании уточняется, что потомство у гибридов либо не будет появляться, либо окажется нежизнеспособным. Результаты первого детального исследования мейоза у гибридов, проведенного сибирскими учеными, показали, что в первую очередь стерильность возникает у самцов и только потом обнаруживается у самок.