Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

«Ратиопластина» позволит не снимать обувь при досмотре в аэропортах

25 ноября 2014, 12:17 UTC+3
Компания «Интеллектуальные сканирующие системы» получила грант «Сколково» на доработку нового детектора для служб безопасности
Материал из 1 страницы
© ИТАР-ТАСС/ Марина Лысцева

На досмотрах в российских аэропортах вскоре можно будет не разуваться. Процедура, отнимающая массу времени и так раздражающая авиапассажиров, в ближайшие годы станет пережитком прошлого. Компания «Интеллектуальные сканирующие системы», резидент Кластера ядерных технологий Фонда «Сколково», готовится вывести на рынок свою новейшую разработку – «Ратиопластину».

Инновационный прибор выглядит обманчиво просто и больше всего напоминает обычные напольные весы: красиво подсвеченная светодиодами  прозрачная пластиковая платформа с двумя желтыми прямоугольниками, на которые предстоит встать для проверки. За лаконичной формой скрыта «умная» система, которая позволяет обнаруживать инородные включения в подошвах и каблуках пассажиров менее чем за две секунды. Характеристики «начинки» не имеют значения: детектор не определяет материал и меру опасности. Он лишь сообщает о том, что в ботинках имеется посторонний «фарш».  Как это работает, создатели продемонстрировали во время первых испытаний в аэропортах Шереметьево и Внуково: человек просто встает на пластину, и через мгновение загорается зеленый или красный свет.

«Подошва любой обуви – это, как правило, резина или пластик. То есть диэлектрик – вещество, практически не проводящее электрический ток, – объясняет принцип действия нового детектора Сергей Карабашев, генеральный директор компании «Интеллектуальные сканирующие системы». – Если в подошве сделать выемку, ее свойства изменятся, даже когда эта выемка будет чем-то заполнена. Наш прибор фиксирует такую диэлектрическую неоднородность, давая сотрудникам службы безопасности повод для более тщательной проверки».

Более тщательная проверка – это интроскоп. Через эти громоздкие черные ящики сегодня проходит 100% обуви ожидающих посадки пассажиров. Альтернатива разуванию – рентгеновская кабинка. Но и они пока существуют лишь в опытных образцах: хотя доза радиации в таких кабинках в несколько раз меньше той, которую человек получает во время самого перелета, в обществе существует рентгенофобия, и это становится препятствием для установки таких устройств в аэропортах. А металлодетекторы, вошедшие в обиход еще до интроскопов, как известно, не способны выявлять тайники, если они не содержат металлических элементов – например, пластичные взрывчатые вещества. По потребительским свойствам инновация от «ИСС» конкурентов не имеет.

Уже сегодня «Ратиопластина» могла бы сократить число проверок на интроскопе на 90%. Как отмечает Игорь Караваев, вице-президент и исполнительный директор Кластера ядерных технологий «Сколково», помимо безопасности и скорости для пассажиров,  «Ратиопластина»  поможет потенциальным потребителям – транспортным узлам – снизить удельные затраты на досмотр одного пассажира.

Проблема «босоногих перемещений» по залам аэропорта – не только психологическая, но и финансовая. На фоне угрозы терроризма пассажиры во всем мире привыкли, пусть и с некоторым недовольством, мириться с дискомфортом этой процедуры. Однако для самого аэропорта досмотр обуви по существующей схеме выливается в увеличение интервалов между рейсами и уменьшение пропускной способности, в оплату дополнительного персонала, а также в десятки миллионов рублей, ежегодно затрачиваемых на «копеечные» пластиковые бахилы, которые к тому же ложатся тяжким грузом на экологию.

Потребность в снижении этих расходов и создала запрос на новую технологию, которую до недавних пор никто предложить не мог. В конце 2009 года над вопросом задумалась команда физиков во главе с Александром Корженевским, руководившим группой электромагнитной томографии в Институте радиотехники и электроники им. В.А.Котельникова Российской академии наук.

Этой команде уже приходилось создавать изобретения для безопасности на транспорте: в тот момент ученые под брендом «Лаборатория АВК» выводили на рынок LQtest – компактный ручной прибор для обнаружения опасных жидкостей в закрытой таре. Его принцип действия также основан на методе определения диэлектрической проницаемости объектов. Сегодня LQtest используется в большинстве российских аэропортов и позволяет не сдавать в багаж напитки и шампуни. Достаточно приложить датчик снаружи к бутылке или банке, чтобы через полсекунды прибор выдал заключение, обладает ли жидкость внутри горючими и взрывоопасными свойствами.

Общаясь с регуляторами российского рынка средств безопасности, команда ученых узнала, что в аэропортах по всей стране буквально мечтают о современном сканере обуви, быстром и абсолютно безвредном для человека. Разработчики как раз освободились, и под новый проект была создана «сколковская»  компания «Интеллектуальные сканирующие системы». Прежние наработки легли в основу нового изобретения.

«Изначально мы много лет занимались медицинской техникой: томографы, маммографы. Захотелось расшириться, и сфера безопасности показалась нам самым ближайшим и логичным развитием. Задача, если вдуматься, одна и та же: и в медицине, и в службах безопасности наши приборы призваны обнаружить скрытую угрозу – нечто опасное, спрятанное внутри. Это было интересно», – вспоминает Александр Корженевский, директор по научно-исследовательским разработкам ЗАО «Интеллектуальные сканирующие системы».

Нынешние опытные образцы – уже четвертое, усовершенствованное и доработанное, поколение «Ратиопластин», созданных под руководством Корженевского. Прибору предстоит пройти финальный этап – настройку и тестирование. Перед учеными стоит задача добиться максимальной чувствительности датчиков, механической стабильности и абсолютного минимума ложноотрицательных срабатываний. Ведь в результате ложной тревоги человеку всего лишь придется напрасно разуться. А чем опасно ложноотрицательное заключение, можно не объяснять. На успешное завершение столь ответственного проекта Фонд «Сколково» выделил своему резиденту грант – 15 млн руб.

Денег Фонда и частных соинвесторов нам хватит, чтобы выпустить 30 опытных образцов «Ратиопластины» и провести их совместные испытания с будущими пользователями – представителями служб аэропортовой безопасности. Если бы нам пришлось обходиться своими силами, этот процесс затянулся бы на неопределенное время. А сейчас планируем полностью завершить все работы к лету. Кроме того, статус «сколковского» резидента дает компании совершенно иной вес и упрощает взаимодействие с госструктурами – а это очень важно в такой закрытой и сложной сфере, как безопасность», – рассказывает Сергей Карабашев.

Въехать в аэропорты на постоянной основе «Ратиопластина» имеет шансы самое раннее через год, после внесения в перечень разрешенных приборов Росавиации. Новый детектор опасных веществ сможет не только сэкономить службам безопасности существенные средства, но и принесет им заметные имиджевые дивиденды. 

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама