Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Пропаганда времен русско-японской войны 1904-1905 гг представлена на выставке в Петербурге

4 июля 2014, 11:24 UTC+3 Юлия Андреева
Это образцы русского и японского лубка, карикатуры из русских, европейских и американских газет на политических лидеров тех лет, сатирические открытки и журналы
Поделиться
Материал из 1 страницы

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 4 июля. /Корр. ИТАР-ТАСС Юлия Андреева/. Весь диапазон пропаганды времен русско-японской войны 1904-1905 гг, от примитивных лубочных картинок, иллюстрирующих неудачную "пропаганду сверху", до "народной пропаганды", такой, как песня о гибели крейсера "Варяг", представлен на выставке "Пропагандистская дуэль", открывшейся в пятницу в Музее политической истории России в Санкт-Петербурге. Экспозиция посвящена 110-летию русско-японской войны.

"Информационная война в те годы имела не меньшее значение, чем военные действия на полях сражений, - пояснил ИТАР-ТАСС куратор выставки Андрей Мисько. - Главным оружием российского правительства в этом пропагандистском противостоянии были лубочные картинки, широко распространявшиеся в массах". Эти произведения агитационно-массового искусства, как отмечают историки, интересны тем, что отражают взгляды верхушки российского общества и военных кругов той поры, не считавших Японию серьезным противником и рассчитывавших на легкий успех.

"В то же время, художественный уровень этих картинок весьма красноречиво напоминает о негативном отношении российского общества к этой войне, - отметил куратор. - Никто из известных карикатуристов того времени не присоединился к пропагандистской кампании". Война за умы была проиграна полностью, официальные агитки не имели влияния на общество, а итоговое поражение в войне обернулось кризисом доверия к императорской власти и стало одной из причин революции 1905 года. Один из самых известных государственных деятелей страны начала ХХ века Сергей Витте сказал об этой войне, что "не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки, вернее, наше мальчишеское управление 140 миллионами населения в последние годы".

На выставке в Музее политической истории представлены образцы русского и японского лубка из коллекции Российской национальной библиотеки, карикатуры из русских, европейских и американских газет на политических лидеров тех лет, сатирические открытки и журналы, а также подлинные вещи участников этой войны - платок, посвященный памяти адмирала Степана Макарова, холодное и огнестрельное оружие, медали участников войны, фотографии.

Одним из немногих ярких примеров удачной пропаганды, связанных с этой войной, историки называют почитание подвига легендарного крейсера "Варяг", принявшего неравный бой с 14 японскими кораблями в бухте Чемульпо 27 января (9 февраля) 1904 года. На выставке представлены подлинные ноты этой песни начала ХХ века, написанные на немецком языке - как известно, русский ее текст является переводом стихов австрийца Рудольфа Грейнца, который выполнила Елена Студенская. "Эту песню можно считать примером "пропаганды снизу", шедшей не от власти, а от народа", - отметил Андрей Мисько. Здесь же представлен уникальный экспонат - модель "Варяга", выполненная в 1960-х годах одним из его бывших матросов. На днище этой модели изложена вся история "Варяга".

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
В других СМИ
Реклама
Загрузка...
Реклама