Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Литейный мост: новые технологии, паровозы и скандальная акция

13 октября 2014, 10:49 UTC+3

В день 135-летия открытия второго постоянного моста через Неву ТАСС представляет пять любопытных фактов о петербургской переправе

Поделиться
Материал из 1 страницы
Реклама
Пропустить рекламу
{{$root.cfg.modules.slider.galleryTable_1497213.stepNow *12 +1}} - 4 из {{$root.cfg.modules.slider.gallery_1497213.sliderLength-1}}
1
...
{{item.num+1}}
...
{{$root.cfg.modules.slider['gallery_1497213'].sliderLength - 1}}
{{$root.cfg.modules.slider['gallery_1497213'].sliderLength - 1}}
+
Строительство Литейного моста. Кессон быка № 3 по установке его в грунт, 1 июля 1877, отпечаток на альбуминовой бумаге. Гофферт И.К.
© wikimedia.org/Wikipad
Литейный мост в Петрограде,почтовая открытка,1900-е
© wikimedia.org/Wagon 87
Вид на Петропавловскую крепость с Литейного моста
© wikimedia.org/NoPlayerUfa
После разведения
© wikimedia.org/Dmitry91

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 13 октября. /ТАСС/. 13 октября (30 сентября по старому стилю) 1879 года в Петербурге был торжественно открыт второй постоянный мост через Неву - Литейный. Название происходит от существовавшего поблизости Литейного двора.

Мост соединяет левобережную (или, как говорили до революции, незаречную) часть города с Выборгской стороной. В этом месте до строительства постоянной переправы долгое время находился наплавной Воскресенский мост. Нынешний Литейный мост до Октябрьской революции назывался Александровским, в честь царя Александра II.

В день 135-летия открытия Литейного ТАСС представляет пять любопытных фактов о второй постоянно действующей переправе через Неву.

1. Новая технология строительства привела к жертвам

Литейный мост строился четыре года, с 1875-го по 1879-й, по проекту военного инженера Аманда Струве по новой для того времени технологии. Фундаменты для опор создавались при помощи железных кессонов цилиндрической формы, которые спускались на дно реки, врезаясь в нее острыми краями. Выемку рабочего грунта рабочие производили внутри кессона, в который закачивался воздух под высоким давлением. Новая технология оказалось опасной: при неожиданной разгерметизации кессонов - а таких случаев было два - погибли рабочие.

Выбор кессонов в качестве опоры для сооружения быков моста был связан с тем, что глубина Невы в месте сооружения переправы достигает максимального значения - 24 м. При этом грунты русла реки на этом участке представляют собой иловатую легкосжимаемую глину, обладающую плохой несущей способностью.

Подводные части опор моста, установленные в XIX веке, использованы при реконструкции моста в 1967 году. Также от старого моста сохранилась решетка, изготовленная по проекту петербургского архитектора Карла Рахау. В композицию решетки включен герб Петербурга. Всего на мосту можно насчитать 546 гербов.  

2. Самое светлое место города

Долгое время Литейный мост был единственным местом в городе, освещавшимся электрическими фонарями (системы Павла Яблочкова).

В 70-х годах XIX века частные компании, владевшие газовыми и масляными фонарями, монополизировали рынок уличного освещения Петербурга. Однако договор властей с газовщиками распространялся только на действующие объекты. Заключить договор на освещение нового места монополисты не успели, их опередило товарищество электротехнического освещения "П. Н. Яблочков-изобретатель и К".

Благодаря электрическому свету Литейный мост некоторое время был самым светлым местом в Петербурге.

3. Паровозы на мосту

К моменту открытия Литейного моста уже действовала железная дорога в Финляндию Санкт-Петербург - Рийхимяки. Она была открыта в 1870 году. Между тем связи этой дороги с остальными железными магистралями России в то время не существовало. Железнодорожный мост через Неву вместе с подъездными эстакадами был открыт лишь в 1913 году. Для перемещения грузов от Николаевской к Финляндской железной дороге использовались трамвайные пути, в том числе проложенные по Литейному мосту. 

Газета "Петербургский листок" в 1913 году писала: "Рано утром, почти ежедневно, на Литейном мосту можно наблюдать необычайное зрелище: движение товарных поездов, идущих от Николаевского вокзала к Финляндской товарной станции. Паровозы с вереницей вагонов, пройдя по улицам и по Воскресенской набережной, выходят на Литейный проспект. Здесь устроена стрелка для перевода поездов на мост. Паровозы втаскивают на мост только по 8 груженых вагонов. Переведя их через мост, паровозы доставляют вагоны к товарным линиям по Нюстадской улице (ныне Лесной проспект. - ТАСС).

Движение товарных поездов по Литейному мосту будет продолжаться до тех пор, пока не закончится постройка моста через Неву на соединительной ветке, идущей от Финляндской жел. дор. к Николаевской линии".

4. Проверка сухогрузом «Каунас»

Уже в XXI веке прочность опор Литейного моста проверил сухогруз "Каунас", шедший по Неве с грузом металлопроката. 16 августа 2002 года судно врезалось в опору, после чего затонуло.

Судоходство в районе Литейного моста было перекрыто на неделю - столько времени понадобилось на то, чтобы извлечь затонувший сухогруз со дна реки. Экипаж из десяти человек в аварии не пострадал, он был снят с борта, мост также остался невредим.

5. Мост был задействован в скандальной акции

Разводной пролет Литейного моста в отличие от многих других мостов города однокрылый. Он имеет огромные размеры: длина крыла - 55 м, ширина - 34 м, вес - 3225 тонн. При этом полный подъем моста длится лишь две минуты. 

Этими фактами воспользовались активисты арт-группы "Война", которые в 2010 году устроили скандальную акцию на Литейном. Перед разводкой моста, рядом с которым находится здание регионального управления ФСБ в Петербурге, группа активистов за несколько секунд нанесла на дорожное покрытие переправы рисунок неприличного содержания. После того как мост был разведен, изображение смогли увидеть все находящиеся в тот момент на берегу люди. Акция вызвала неоднозначную реакцию. Центр современного искусства "Инновация" присудил приз арт-группе. В Министерстве культуры РФ, которое являлось одним из учредителей конкурса, дистанцировались от выбора жюри, назвав акцию «Войны» хулиганством. 

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама
источников много
ГЛАВНЫЙ ОДИН
Читайте ТАСС в Яндекс.Новости