Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Музей истории Петербурга открыл выставку о балах XVIII-начала ХХ века

30 октября 2014, 18:41 UTC+3

Также в музее разработан аудиогид по самым известным бальным залам прошлого

Поделиться
Материал из 1 страницы
Реклама
Пропустить рекламу
© Пресс-служба ГМИ
© Пресс-служба ГМИ
© Пресс-служба ГМИ
© Пресс-служба ГМИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 30 октября. /Корр. ТАСС Юлия Андреева/. Истории петербургских балов от петровских ассамблей до чествований выпускников в ХХ веке посвящена новая выставка "Грохочет бал, сияет бал", открытая в четверг в Инженерном доме Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Здесь представлено более 300 экспонатов из фондов Музея истории города и Российской национальной библиотеки - бальные костюмы, украшения и аксессуары разных лет, маски и костюмы для балов-маскарадов, пригласительные билеты, афиши и билеты благотворительных лотерей, распространявшихся на балах, литература о правилах подготовки к балу и поведения на нем, модные журналы, а также произведения живописи, графики и фотографии, рассказывающие о придворных и публичных балах в столице Российской империи.

Придворные балы и "балы с мужиками"

"Ежегодно в Санкт-Петербурге проводилось 200-300 балов, сезон которых открывался придворным балом в Зимнем дворце с участием императора и императрицы. Со времен Екатерины II устраивались всесословные балы, которые в XIX веке назывались "балы с мужиками", поскольку на них приглашали не только дворянство, но также купцов и мещан. Множество более демократичных балов организовывалось в частных домах", - рассказала журналистам куратор выставки Ирина Карпенко.

Больше всего балов устраивали на Масленой неделе. Вообще не проводились балы в период Великого поста, когда единственным развлечением петербургской публики было посещение французских и немецких театров. Не было таких торжеств и во время военных действий, например, в годы русско-японской войны 1904-1905 гг. или Первой мировой войны.

Главные балы столицы Российской империи устраивали в Зимнем дворце – как правило, по случаю больших праздников, визитов глав иностранных государств. Попасть на такие балы могли только придворные, представленные императору и императрице. "Тонкость заключалась в том, что оба приглашенных должны были быть представлены ко двору, и если, например, по какой-то случайности супруга какого-то чиновника, представленного императору, не была представлена императрице, эта семья не могла присутствовать на придворном балу", - пояснила Карпенко.

Намного демократичнее были всесословные балы, традиция которых существовала более ста лет – они ушли в историю в конце XIX века. До пожара 1837 года такие балы устраивали в Зимнем дворце, после пожара Николай I распорядился проводить их и в других дворцах, например, в Аничкове. На такие торжества собиралось до 40 тысяч гостей.

Из российских императриц больше всего любила танцы Мария Федоровна, супруга Александра III. Известен случай, когда она до такой степени увлеклась танцами, что император отдал приказ музыкантам оркестра по одному покидать зал, так как намеков императрица не понимала Ирина Карпенко куратор выставки

На всесословных балах свободнее чувствовали себя как гости, так и хозяева – императоры могли танцевать наравне со всеми, тогда как на придворных балах исполняли в основном представительские функции.

Танцы и наряды

"Цветы гораздо более приличное украшение, чем какие-либо драгоценности", - гласили правила хорошего тона XIX века. Наиболее строги были бальные правила прошлого к незамужним девушкам, особенно к дебютанткам – им нельзя было надевать украшений с драгоценными камнями, только цветы и серебро, не полагалось вееров из страусовых перьев и других вычурных предметов туалета. Более того, на балах дебютанткам не разрешалось даже танцевать вальс, потому что он предполагает достаточно близкую дистанцию между дамой и кавалером.

Правила поведения на балах для мужчин

Все без исключения мужчины должны были приходить на бал, имея несколько пар перчаток – правила строго запрещали дотрагиваться до дамы, даже до собственной жены, обнаженной рукой. 

Мужчина не имел права даже на время взять у женщины букет или веер, поскольку это могло быть расценено как излишняя фамильярность.

Угощать даму сладостями также следовало весьма осторожно – в правилах было сказано, что "провинциалы и простаки потчуют только в наши времена дам из конфектных своих коробочек".

Строги были бальные правила и к мужчинам. Например, в сапогах на бал могли приходить только военные, которые были лучшими танцорами, и время от времени их специально командировали на балы, чтобы дамы не скучали без кавалеров. 

Не рекомендовалось и злоупотреблять духами. "Лица, употребляющие слишком крепкие духи, дают повод подозревать их в нечистоплотности", - говорилось в правилах хорошего тона.

Бальная программа включала около десятка танцев, причем организаторам рекомендовалось разделять торжество на три части, чередуя более сложные танцы с менее сложными. Со времен Павла I было принято открывать балы полонезом. Заканчивался бал, как правило, котильоном или кадрилью. В число обязательных танцев входила мазурка.

Дамам следовало быть весьма аккуратными при назначении танцев кавалерам, для чего в число бальных аксессуаров входила книжечка. Если дама ошибалась или проявляла нетерпение и отдавала другому кавалеру уже назначенный танец, то в случае претензий со стороны первого она должна была или пропустить танец, или пообещать обиженному другой.

Эксперты по балам

Выставка рассказывает также о бальных ужинах. В Инженерном доме представлены два варианта сервировки бальных ужинов, принятых в частных домах и на публичных общественных балах.

Не обошлось и без курьезной информации - в витринах представлены воспоминания очевидцев о казусах, случавшихся на балах, и перечни вещей, которые рассеянные участники торжеств оставляли в бальном зале. В списке 1890 года в числе таких находок не только мелкие детали туалета - пряжки, подвески, веера, но и ордена Святой Анны и Святого Станислава. Утерянные вещи организаторы балов хранили до трех месяцев, после чего они поступали в благотворительную продажу.

По словам Карпенко, посетители выставки в Музее истории Санкт-Петербурга смогут стать настоящими экспертами по балам - они изучат правила хорошего тона и тонкости бальной моды, узнают, как читать язык вееров и букетов, познакомятся с историей "тематических" балов, получивших распространение в начале ХХ века.

"Мы предлагаем зрителям после осмотра экспозиции просмотреть фильмы, в которых представлены бальные сцены, и, возможно, самые внимательные из гостей смогут увидеть в кино так называемые "ляпы", детали, которых не могло быть", - отметила специалист.

Для посетителей организованы мастер-классы по созданию из бумаги моделей бальных платьев, росписи веера, изготовлению бумажных цветов.

Аудио-гид по бальным залам Петербурга

К открытию выставки разработан бесплатный мобильный аудиогид "Балы в Петербурге", с помощью которого можно совершить путешествие по десяти самым знаменитым адресам петербургских балов. Общая протяженность маршрута, который можно начать в любой точке и пройти в любой последовательности, составляет 13 км.

Аудиогид включает рассказ об истории здания и проводившихся в нем балов, сопровождаемый тематической музыкой. Чтобы подобрать музыку, разработчикам пришлось тщательно изучить историю балов в каждом из адресов маршрута и установить, какой танец был на них главным. Например, рассказ о балах в Зимнем дворце сопровождается звуками полонеза - обязательного танца, которым император с супругой открывали придворные торжества.

В числе адресов "бального" маршрута - Зимний, Аничков и Михайловский дворцы, зал Дворянского собрания, Александринский театр и дом Энгельгардта на Невском, упоминаемый в драме Лермонтова "Маскарад". 

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
В других СМИ
Реклама
Загрузка...
Реклама