Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

В Петербурге впервые издали сборник фольклора времен Первой мировой войны

1 декабря 2014, 16:39 UTC+3 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ /Корр. ТАСС, Наталия Михальченко

В него вошли солдатские песни под редакцией Симакова, выходившие непосредственно во время войны в 1914-1917 годах, и тексты произведений из солдатских тетрадей

Поделиться
Материал из 1 страницы

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1 декабря. /Корр. ТАСС Наталия Михальченко/. Ученые Пушкинского Дома в Петербурге (Институт русской литературы РАН) впервые издали собранный ими фольклор времен Первой мировой войны. Издание, выпущенное тиражом в 500 экземпляров, представили в понедельник на научной конференции "Образ Первой мировой войны в русской литературе и фольклоре".

В сборник "Первая мировая война в устном и письменном творчестве русских крестьян. Новые материалы из фондов Пушкинского Дома" вошли солдатские песни под редакцией Симакова, выходившие непосредственно во время войны в 1914-1917 годах, и тексты произведений из солдатских тетрадей, записанные собирателями после окончания войны в основном в регионах Северо-Запада.

"Массовая культура как явление родилась в окопах Первой мировой", - считает завотделом фольклора Пушкинского Дома Андрей Власов. Он пояснил, что на войне горожане, крестьяне и казаки оказались вместе в одних окопах, что способствовало смешению песенных традиций этих слоев населения.

"Случилось то, что не происходило прежде никогда: мода и вкусы стали довлеть над традицией. До 1914 года деревенская песенная традиция была патриархально-замкнутой, влияние города на деревню начиналось с середины XIX века, но было точечным. С началом мировой войны массовая культура буквально хлынула в деревню", - сказал Власов.

Многие известные песни под влиянием формирующейся массовой культуры были переписаны, отметил ученый. Например, этим объясняется широкое распространение цикла "Черный ворон". В основе цикла лежит песня "Под зеленою ракитой" на стихи украинского поэта Евгения Гребенки, относящаяся к первой четверти XIX века, однако под влиянием казачьей традиции появляется множество ее вариантов, пояснил Власов.

Также в деревнях появляется интерес к так называемому жестокому романсу - типично городскому песенному жанру, который ранее не встречался в деревнях, сказал представитель Пушкинского Дома. В качестве примера он привел мотив городского романса "Вот вспыхнуло утро над озером,/ Быстрая чайка летит", который трансформировался в балладу о погибшем в бою молодом прапорщике: "Вот вспыхнуло утро/ И выстрел раздался,/ Над нашим окопом снаряд разорвался/ Слышны стоны и крики солдат".

Этот и другие варианты широко разошлись по солдатским тетрадкам, которые исследователи обнаружили в деревнях Новгородской, Псковской, Архангельской областей.

Кроме того, ученые отмечают реалистичность описаний, встреченных в солдатских письмах. Власов отметил, что в сравнении с военными циклами Отечественной войны 1812 года и русско-турецких войн иносказательность практически отсутствует в текстах, зато реалистичность картинки "бросается в глаза".

"Вероятно, именно здесь приходится искать истоки соцреализма - преобладавшего в XX веке художественного стиля в литературе", - отмечает собеседник агентства.

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
В других СМИ
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама