21 января 2015, 14:48

Ученые: остров Яя, открытый в море Лаптевых, может оказаться остывшим вулканом

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 21 января. /Корр. ТАСС Наталия Михальченко/. Остров Яя, поднявшийся над поверхностью моря Лаптевых в районе Васильевской банки (мелководья на месте бывшего острова), может оказаться остывшим вулканом. О гипотезе, выдвинутой российскими учеными, сообщил корреспонденту ТАСС директор Усть-Ленского государственного природного заповедника, кандидат биологических наук Александр Гуков.

"Последние фотографии говорят о том, что остров имеет форму правильного конуса, характерную для вулканов, даже давно потухших, а имеющаяся на острове лагуна напоминает форму кратера", - отметил он. Гуков уточнил, что такое предположение в разговоре с ним высказал геолог Юрий Масуренков, работавший в 80-х годах в составе геологической экспедиции на Новосибирских островах, вблизи которых поднялся новый остров. Тогда было установлено, что многие острова группы - Генриетты, Жаннетты и Жохова являются потухшими вулканами, действовавшими около 70 млн лет назад, а весь район отличается сейсмической активностью.

"Подтвердить или опровергнуть эту гипотезу может комплексная научная экспедиция, которая исследует геохимию острова, химическую структуру придонных осадков, газовые процессы, в частности содержание метана в воде", - рассказал Александр Гуков. Увеличенная сейсмическая активность, повышенное содержание метана в воде и движение больших блоков земной коры послужат подтверждением гипотезы.

Директор заповедника сообщил, что инициирует экспедицию, предложив включить район в маршрут исследователей, которые посетят море Лаптевых в предстоящий сезон.

Яя вместо Васильевского

Ранее гидрографическую съемку острова Яя опубликовали участники кругосветной экспедиции на исследовательском судне "Адмирал Владимирский", обследовавшие остров 23 сентября 2014 года. "Остров лежит на широте 73 градуса 59 минут 26 секунд северной широты и 133 градуса 5 минут 46 секунд восточной долготы. Его площадь составляет 38 тысяч кв метров, длина - 368 метров, ширина - 124 метра", - сообщил начальник экспедиции, капитан 1-го ранга Олег Осипов.

По его словам, извещение мореплавателям разных стран о точном местонахождении острова уже отправлено, на карты и лоции он будет нанесен в течение года. Под каким названием остров будет внесен в Росреестр, зависит от мнения топонимической комиссии. "Из исторического опыта видно, что обычно предпочтение отдается историческим названиям", - отметил Осипов.

До 30-х годов XX века на этом месте был остров Васильевский. Новый остров был открыт пилотами вертолета, совершавшими перелет на Новосибирские острова в августе 2013 года. На вопрос о том, кто первым увидел остров, каждый из них сказал "я", отсюда появилось "рабочее" название - Яя.

Первоначально была высказана версия о происхождении острова благодаря движению льда, который нагребает на мелководье осадка дна.