15 января 2014, 04:02

Ленинград, 15 января 1944: Кировский завод наращивает производство танков

ИТАР-ТАСС в рамках проекта "Ленинградская победа-70" рассказывает о 50 последних блокадных днях

ЛЕНИНГРАД. 1944 год. 15 января. /ТАСС/. Кировский завод, оказавшийся в годы блокады на переднем крае обороны Ленинграда, продолжал практически на глазах у противника, в 3 км от линии фронта, выпускать боевую технику — танки, самоходные артиллерийские установки, корпуса для снарядов и даже наладил линию проката металла для строительства военных кораблей. Здесь же ремонтировалась поврежденная советская и трофейная техника. Вторая производственная площадка предприятия была развернута на Урале, где разрабатывались и выпускались новые модели танков.

Ленинградские газеты 15 января 1944 года опубликовали со ссылкой на ТАСС сообщение о том, что "на Кировском заводе вступило в строй 18 новых поточных линий"

За последнее время на заводе создано 18 новых поточных линий обработки наиболее трудоемких деталей. Одновременно широко внедряется малая механизация. Это повысило на ряде участков производительность труда в полтора раза и высвободило для других участков 220 рабочих. Трудоемкость обработки деталей и сборки тяжелых машин снижена за один месяц на 21,4%. В ближайшее время вводятся в действие новые поточные линии. Заканчивается перевод на поток всего третьего механического цеха, что позволит ему без дополнительного набора рабочих значительно увеличить выпуск продукции
ТАСС

В своем приветствии защитникам родного города, которое кировцы направили в связи с наступлением 1944 года, они рассказывали о своих трудовых успехах и обещали увеличить производство. ТАСС передал по своим каналам это сообщение работников Кировского завода: 

За истекший год мы освоили выпуск нескольких новых видов вооружения. С каждым месяцем наш завод даёт фронту всё больше танков и танковых дизелей. Стремясь оказать помощь совхозам и МТС страны в подготовке к посевной кампании, кировцы выпустили в декабре на 4 миллиона рублей тракторных запасных частей. Кировцы взяли шефство над восстановлением Сталинградского тракторного завода. Заверяем вас, дорогие защитники нашего родного Ленинграда, что танкостроители-кировцы не пожалеют сил, помогая Красной Армии превратить новый 1944 год в год окончательной победы над врагом. С каждым днем мы будем увеличивать выпуск танков, танковых дизелей, самоходных пушек — всего, что необходимо для того, чтобы в 1944 году добить гитлеровских мерзавцев
ТАСС

В отличие от других ленинградских производств, названия которых шифровались в прессе фразой "завод, директором которого товарищ …", имя Кировского завода газеты писали в открытую, несмотря на то что он выпускал важнейшую продукцию военного назначения. Объяснением этому факту могло служить то, что на территории Советского Союза в годы Великой Отечественной войны работали сразу два Кировских завода: один, оставшийся в осажденном Ленинграде, другой — созданный на неоккупированной территории в "городе Н" на Урале (в Челябинске). Специалисты Кировского завода, эвакуированные вместе с производством вглубь страны, сообщали через газеты землякам о своей поддержке. 

Производство под прицелом

К моменту начала Великой Отечественной войны Кировский завод был основным поставщиком танков в стране. В 1939 году здесь было налажено серийное производство тяжелого танка "Клим Ворошилов" (КВ), до войны на заводе было выпущено 660 таких машин. С началом боевых действий возникла необходимость увеличить выпуск танков, и Кировский завод успешно справлялся с этой задачей до осени 1941 года.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ СТАРШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА МИХАИЛА ЗАХАРОВА, РУКОВОДИВШЕГО СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ ЛЕНВМБ ПО ЗАПУСКУ НА КИРОВСКОМ ЗАВОДЕ ПРОКАТНОГО ЦЕХА ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА КОРАБЛЕЙ

"Нужно сказать, что к осени 1943 года, несмотря на жесточайшие обстрелы Ленинграда, разрушенные дома и баррикады на улицах, жизнь в городе как-то стабилизировалась. На Невском проспекте было людно, работали многие кинотеатры, ходили трамваи, но чем дальше мы продвигались в сторону Кировского района, тем обстановка все более резко менялась. На проспекте И.Газа прохожих было мало, изредка проскакивали автомашины, на полной скорости проходили одиночные трамваи, конечной остановкой для которых были Нарвские ворота. Турбинный цех, в котором ремонтировали танки, находился в самой южной части завода, практически в 2,5 километрах от линии фронта. Поскольку в светлое время суток территория постоянно просматривалась противником, передвигаться по территории завода нужно было в одиночку, в гражданской одежде. Танки на ремонт в "турбинку" приходили только ночью на самых малых скоростях".

Были также созданы условия для ремонта танков, приходящих с фронта. Из числа специалистов завода сформировались три передвижные ремонтные бригады для ремонта танков на передовой. Две из них ушли на Ленинградский фронт, одна — на Западный. В месячный срок с начала войны на Кировском заводе было развернуто производство полковых пушек, налажен массовый выпуск корпусов снарядов и мин. 

Даже после того как город был взят в блокаду, кировцы не хотели сворачивать работу, но поддерживать высокую производительность в осажденном городе было невозможно. Как и во всем городе, на заводе быстро закончились запасы топлива, к тому же он постоянно подвергался обстрелам и бомбардировкам (На Кировский завод было сброшено 4423 снаряда, 78 фугасных и сотни зажигательных бомб. Разрушено несколько цехов и более 150 производственных и бытовых построек). Существенно осложняла работу близость к линии фронта. Тем не менее завод продолжал функционировать даже после массовой эвакуации производства. 

В начале сентября 1941 года линия фронта приблизилась к предприятию вплотную, враг был остановлен в 2,5-3 км. Завод обороняли три рабочих отряда, три роты для борьбы с авиадесантами противника; круглосуточно дежурили бойцы МПВО.

На территории завода и вокруг него было построено 512 стрелковых бойниц, 115 пулеметных гнезд в заводских зданиях, 37 стрелковых окопов, 17 артиллерийских дотов и дзотов, установлено 650 противотанковых ежей.

КИРОВЦЫ В ОБОРОНЕ

С первых дней войны более 15 тысяч кировцев подали заявления с просьбой направить их в действующую армию, свыше 10 тысяч встали в её ряды. В июне 1941 года сформирован первый стрелковый полк 1-й Кировской дивизии народного ополчения, в июле 1941 года ополченцы-кировцы преградили врагу путь на Лужском рубеже. Для оказания помощи действующей армии созданы истребительный и танковый батальоны, 10 партизанских отрядов, батальон войск НКВД, диверсионная и разведывательная группы, артиллерийский дивизион, переброшенный от стен завода на Пулковские высоты и прошедший с боями до Берлина.

На случай вторжения гитлеровцев на территорию завода кировцы сооружали на подступах к нему баррикады. Конструкция из рельсов, колёс и прочих подручных материалов сооружалась по двум сторонам действующего проезда так, чтобы в случае необходимости сделать преграду сплошной, удалив всего один элемент (при этом Кировский завод, как и другие стратегические объекты Ленинграда, предписывалось взорвать в случае вторжения немцев в город).

Всего вокруг завода было построено 1050 метров металлических баррикад с бойницами. По опыту создания собственных баррикад специалисты завода оказали значительную помощь в возведении различных оборонительных сооружений в Ленинграде. 

Крайние меры предосторожности при нахождении на территории завода необходимо было соблюдать даже после прорыва блокады в 1943 году, когда жизнь в осажденном Ленинграде стала постепенно возвращаться в нормальное русло. Когда работники предприятия отправлялись из других районов Ленинграда на Кировский завод, они говорили, что "пошли на фронт".

Танкоград на Урале 

Эвакуация Кировского завода велась с сентября по декабрь 1941 года. На Урал было перенесено танковое и основное артиллерийское производства. В Челябинск и Свердловск вместе с оборудованием переправились 15 тысяч кировцев и членов их семей. 6 октября 1941 года Челябинский тракторный завод переименован в Кировский и проработал под этим именем всю войну.

ИСААК ЗАЛЬЦМАН

Генерал-майор инженерно-танковой службы. В 1933 году окончил Одесский индустриальный институт. В 1938 году возглавил Кировский завод в Ленинграде и осенью 1941 года эвакуировался вместе с большей частью завода в Челябинск, где также стал руководителем производства, объединенного под именем Кировского завода. В 1941 стал заместителем Наркома танковой промышленности СССР, а в 1942-1943 годах возглавлял этот орган. Зальцман провел большую работу по налаживанию выпуска новой танковой техники в Ленинграде и Челябинске. О его успехах в производстве советской броневой техники хорошо знали сюзники, за что прозвали его "танковым королём".

Этот комплекс, в который влился также эвакуированный Харьковский моторостроительный завод, стал называться Танкоградом. Там впервые в мировой практике сборка тяжелых танков была поставлена на конвейер. Завод в Челябинске возглавил Исаак Зальцман, руководивший заводом в Ленинграде и наладивший до войны выпуск танка КВ (Клим Ворошилов). 

На уральском Кировском заводе удалось наладить производство танков КВ нескольких модификаций, в 1943 году был разработан новый тяжелый танк ИС (Иосиф Сталин), началось производство самоходных артиллерийских установок (САУ) на базе танка ИС. В скором времени группа специалистов Кировского завода вернулась из Челябинска в Ленинград, чтобы наладить производство САУ в городе на Неве. С конца 1944 года в Ленинград было переведено производство танков ИС. 

За время войны уральский Кировский завод выпустил 18 тысяч танков и самоходных артиллерийских установок, 48,5 тыс. танковых моторов, 85 тыс. комплектов топливной аппаратуры, более 17 млн заготовок снарядов, разработал и поставил на серийное производство 13 типов боевых машин и 6 видов танковых двигателей, отремонтировал сотни танков. 

ТАНК КВ (КЛИМ ВОРОШИЛОВ)

Советский тяжелый танк (масса 47,5 тонн, максимальная толщина лобовой брони 75-100 мм, одна 76-мм пушка, три пулемета калибра 7,62 мм). Максимальная скорость КВ-1 составляла 35 км, запас хода по шоссе - 250 км. Численность экипажа этого танка - 5 человек. Осенью 1942 г. на смену КВ1 поступил КВ1-1С, на котором летом 1943 г была установлена более мощная 85-мм пушка в литой башне. Серийный выпуск танков КВ-1 производился с 1940 по 1942 г, за этот период в СССР было 4800 танков КВ различных модификаций (КВ1 и созданные на его базе КВ-2, КВ-3, КВ-8, КВ-9).

Завод на линии фронта

В блокаду в Ленинграде танки выпускали до конца 1941 года. После эвакуации основной части производства на Урал завод занимался ремонтом техники, выпуском корпусов снарядов (без начинки) и бытовой мелочи — делал механические зажигалки, лопаты, ножи типа "финки", портсигары, кружки, ложки и прочее. Более половины рабочих на заводе в тот период составляли женщины и подростки 12-15 лет, заменившие ушедших на фронт мужчин и работавшие с полной отдачей - сохранились многочисленные свидетельства о перевыполнении плана на 20-80%. 

Осенью 1943 года перед Кировским заводом была поставлена задача совместно с Ленинградской военно-морской базой и КБФ наладить работу прокатного цеха для обеспечения строительства новых кораблей.

Об этом писал в своих воспоминаниях старший лейтенант Михаил Захаров, направленный для выполнения этого задания на Кировский завод во главе спецподразделения Ленинградской военно-морской базы (его воспоминания хранятся в музее Кировского завода). Перед советской промышленностью стояла цель в 1943-1945 годах построить 50-70 тральщиков, которые были бы способны вести активную борьбу с создавшейся в Финском заливе минной опасностью.

ТАНК ИС (ИОСИФ СТАЛИН)

Советский тяжелый танк, так называемый “танк прорыва”, создан в 1943 году. По сравнению с КВ1 имел усиленную бронезащиту, новый двигатель и силовую передачу. В течение 1943 года было выпущено 67 танков ИС-1. Появившиеся затем ИС-2 (масса 46 тонн, одна 122-мм пушка, три пулемета 7,62 мм и один зенитный 12.7 мм, максимальная толщина брони 90-120 мм) и ИС-3 со 122-мм пушками считались самыми мощными танками второй мировой войны. Скорость ИС-2 по шоссе составляла 37 км/ч, запас хода - 150 км. Серийный выпуск ИС-2 шел с 1943 по 1946 год, всего было выпущено 3750 этих боевых машин. На базе танка ИС была разработана самоходная артиллерийская установка (САУ), которую прозвали “зверобой”, потому что её главной задачей было поражение танков, которые гитлеровцы называли именами хищных зверей — "Тигр", "Пантера". Спрециалиты отмечают, что у немецкой техники не было брони, которую не пробивала самоходка. Немецким танкистам даже запрещалось вступать в бой, если им противостояла такая самоходка.

"Выполнение этого задания сопряжено с очень большим риском, так как при обнаружении противником работы прокатного стана ему не составит труда уничтожить здание цеха", - отмечал Михаил Захаров. Тем не менее, как писал он, "с 1 октября 1943 года в прокатном цехе Кировского завода специальная группа личного состава Краснознаменного Балтийского флота под руководством специалистов завода начала работу по прокату металла для строительства военных кораблей, которая продолжалась до глубокой осени 1944 года". 

В 1944 году на ленинградском Кировском заводе было восстановлено танковое производство и налажен выпуск самоходок.

Трофейная техника

Помимо производства и ремонта отечественной военной техники, Кировский завод ремонтировал трофейные танки, которые потом использовались Красной Армией. По свидетельствам современников, проблем с ремонтом, так же как с вождением танков иностранного производства в Советском Союзе не возникало. В январе 1944 года в газете "На страже Родины" была размещена статья "Захват "Пантеры": 

"На окраине населённого пункта И. стоял в засаде тяжелый немецкий танк типа "Пантера". Наши стрелковые цепи пробивались сквозь огневые заслоны немцев и были еще далеко от деревни. Экипаж "Пантеры", выйдя из машины, сидел в доме. Внезапно с фланга к деревне подошли наши танки и с хода ворвались на улицу, сокрушая огнём и гусеницами растерявшихся фашистов. Немецкие танкисты выскочили из дома, бросились к "Пантере", но были в упор расстреляны пулемётным огнём танков. В "Пантеру" успел вскочить лишь один офицер, но и он был сражен осколком снаряда. Гвардии техник-лейтенант Логвиненко, находившийся вместе с танковой ротой, спрыгнул с брони танка и побежал к "Пантере". Она оказалась исправной, Логвиненко быстро завёл трофейную машину и уверенно повёл её".

Захват танков противника был важен в том числе для тщательного изучения техники, с которой приходится встречаться в бою, на предмет её уязвимости. Об одном из таких фактов вспоминал маршал Г. К. Жуков: "Среди многих других событий прорыва блокады Ленинграда в моей памяти остался один небезынтересный случай. Было это 14 января 1943 года. Нам доложили, что между Рабочим поселком № 5 и Рабочим поселком № 6 наши артиллеристы подбили танк, который по внешнему виду резко отличался от известных нам типов боевых машин. Причем гитлеровцы предприняли настойчивые попытки эвакуировать его из "нейтральной зоны".

Мы заинтересовались этим сообщением и приказали создать специальную группу в составе стрелкового взвода и четырех танков, которой была поставлена задача захватить вражеский танк, отбуксировать его в расположение наших войск, где его надлежит затем тщательно обследовать. Группа поддерживалась мощным артиллерийско-минометным огнем. В ночь на 17 января группа во главе со старшим лейтенантом Кесаревым приступила к выполнению боевого задания. Участок местности, где находился подбитый танк, противник держал под непрерывным обстрелом. Тем не менее захваченную машину удалось отбуксировать. Доставили даже формуляр танка, подобранный на снегу.

Танк действительно оказался необычной конструкции. Было установлено, что это экспериментальный образец нового тяжелого танка "тигр" N1, направленный гитлеровским командованием на Волховский фронт для испытаний. Захваченный танк был передан на всестороннее исследование. Опытным путем специалисты установили его наиболее уязвимые части. Результаты были незамедлительно сообщены всем советским войскам. Поэтому, когда потом во время Сталинградской и Курской битв немцы применили "тигры", наши танкисты и артиллеристы уже смело вступали с ними в единоборство".

В Ленинграде трофейную технику часто передавали в Музей артиллерии. Например, в декабре 1943 года Ленинградская правда писала: "Артиллерийский исторический музей пополнился новыми трофейными экспонатами. На днях в музей доставлены два немецких танка "Т-3", захваченные на Ленинградском фронте. Оба танка в полной исправности; они будут демонстрироваться бойцам и командирам, изучающим оружие врага".

СПб РИЦ ИТАР-ТАСС благодарит за помощь в подготовке материала музей истории и техники Кировского завода.

Все материалы, посвященные 70-летию освобождения Ленинграда от блокады