СДЕЛАНО В РОССИИ:

КАК ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОДУКТЫ ЗАВОЕВЫВАЮТ МИРОВЫЕ РЫНКИ

в 2016-м мы стали крупнейшим экспортером пшеницы. 25 млн тонн – больше, чем у США, больше, чем у Канады.

Это был год рекордного урожая для постсоветской России: 121 млн тонн зерновых.

В 2017-м мы собрали уже 135,4 млн тонн, побив рекорд советского времени: в 1978 году в РСФСР урожай зерновых составил 127,8 млн тонн. пшеницы Россия за прошедший год поставила за границу без малого на треть больше, чем в 2016-м (30%). И это был самый продаваемый товар продовольственного экспорта.


Стереотипы, хоть и бывают устойчивыми, неизбежно меняются: в последние годы Россия не только согревает и заправляет, но и кормит. Тенденция очевидна: агроэкспорт страны набирает силу. Сейчас доля продовольствия в общем несырьевом неэнергетическом экспорте – 15%.


После введения экономических санкций в 2014 году и российских контрмер – эмбарго на ввоз ряда продуктов питания – перед участниками рынка были поставлены новые задачи. "Нам необходимо кардинально и в достаточно сжатые сроки изменить структуру экспорта. Мы ставим цель ежегодно увеличивать российский экспорт неэнергетических товаров не менее чем на 6%", – заявил на Петербургском экономическом форуме 2014 президент Владимир Путин.


В марте 2018-го в послании Федеральному собранию глава государства уточнил цель: уже через 4 года "поставлять на мировые рынки больший объем продовольствия, чем ввозить в страну".



Несырьевой неэнергетический экспорт России в 2017 году, по расчетам Российского экспортного центра, составил 133,7 млрд долларов – на 22,5% больше, чем за прошлый год.

Основной вклад в его увеличение, помимо металлопродукции и продукции машиностроения, внесло и продовольствие (15%).


Объем его экспорта в 2017-м по сравнению с предыдущим годом вырос примерно на четверть в денежном выражении (по справке Развитие общего и несырьевого экспорта России в январе – декабре 2017-го). Заработали экспортеры более 19 млрд долларов.


Что прежде всего приносит деньги? Помимо зерна (речь идет не только о пшенице, но и о кукурузе, ячмене и других злаках) это рыба и морепродукты, сахар (его экспорт в денежном выражении в 2017-м по сравнению с прошлым годом вырос больше чем в 4 раза), свинина и мясо птицы (рост в 1,5 раза). Еще это растительные масла, шоколад. Также стоит отметить из сегмента АПК хорошие темпы прироста по экспорту кормов. Большая часть спроса приходится на страны СНГ (почти 24%), примерно 20% приходится на Ближний Восток, чуть больше 19% – на Восточную Азию, дальше по итогам 2017 года следуют страны Северной Африки (около 12%), замыкает пятерку лидеров-импортеров Европа (чуть больше 10%).


"У нас сельское хозяйство растет темпами выше трех процентов каждый год, примерно около трех процентов, такого никогда раньше не было – это феномен", – сказал президент России на ПМЭФ-2017. Тенденция сохраняется, и феномен этот объясняется не только санкциями. Хотя разговоры о том, что продовольственное эмбарго стало благом для отечественного АПК, – давно общее место.



По словам министра сельского хозяйства Александра Ткачева, ответные меры на санкции Запада позволили за три года разработать в сфере АПК около 850 инвестиционных проектов на сумму в 350 млрд рублей. Прошлым летом эмбарго продлили до конца 2018 года.


Но дело не только в отсутствии конкуренции с импортными товарами. Помогает и господдержка: финансирование АПК из бюджета в 2018 году составляет 242 млрд рублей. За три года она выросла на 27%.


За этими цифрами – компенсации затрат на строительство ферм и хранилищ, закладку садов, это гранты и льготное кредитование.


В декабре 2016 года был утвержден приоритетный проект по развитию экспорта продукции АПК. Благодаря реализации мер поддержки годовой объем экспорта продукции АПК достигнет 21,4 млрд долларов к 2020-му. Есть в документе данные и о планах на 2025 год: целевой показатель по годовому объему экспорта составляет 30 млрд долларов. Главная цель проекта — создать систему поддержки отрасли и продвижения продукции сельского хозяйства на экспорт. В рамках этой программы дорогой в мир для предпринимателей является Российский экспортный центр, работающий по принципу одного окна.


ТРЕНДЫ: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ


Взбитые бургеры, водоросли, энергетические батончики, чипсы из нори... Человечество хочет быть здоровым, а это прежде всего питание. Мода на еду, которая повышает качество жизни, – долгосрочный тренд, поэтому мировой рынок пищевой отрасли меняется. Сейчас его самый быстрорастущий сегмент – продукты health and wellness.


В России еще пять лет назад стартапы, основанные на тренде здорового питания, становились первопроходцами в этой сфере: рынок тогда только формировался. Рост продаж на внутреннем рынке позволил компаниям шагнуть за его пределы.


В этом предприятиям помогает государство. В 2015 году был создан институт поддержки экспорта – Российский экспортный центр. В Группу РЭЦ входят Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) и Росэксимбанк. Миссия РЭЦ – развивать экспорт несырьевых товаров и помогать российским экспортерам. Это кредитование, страхование, спецпрограммы, юридическая, информационная, образовательная и рекламная виды поддержек. При этом важен принцип работы центра: это, по сути, служба единого окна, где экспортер может получить все виды господдержки. РЭЦ работает со всеми экспортерами несырьевой продукции, товаров и услуг без отраслевых ограничений. Значительная доля усилий государства направлена на поддержку предприятий среднего и малого бизнеса. В своем послании Федеральному собранию от 1 марта 2018 года президент Владимир Путин говорил о том, как важно, развивая АПК, учитывать интересы "малых хозяйств, людей, которые в них работают", как важно "поддержать семейные предприятия, фермеров". В мире МСП являются драйвером экономики: по данным РЭЦ, средняя доля экспорта этих предприятий составляет более 30%. Число отечественных компаний малого и среднего бизнеса, вышедших на международный рынок, – менее одного процента. Россия только в начале пути.


Один из стартапов на рынке здорового питания, успешно экспортирующий свою продукцию, – это компания "БиоФудЛаб", которая производит энергетические батончики "Байт" из орехов и фруктов. Особая технология производства позволяет не использовать консерванты, красители и усилители вкусов. Целевая аудитория – любители ЗОЖ. Основан бренд выпускницей программы "Сколково" MBA Еленой Шифриной в 2011 году. Компания вышла на международный рынок в 2014 году и сейчас поставляет продукцию в 14 стран. По словам Шифриной, на экспорт идет около 15% товара. Успешным для компании оказался выход на рынок стран Ближнего Востока, в ближайшие три месяца должны начаться крупные поставки в Китай. Как говорит основатель бренда, в этом помог Российский экспортный центр:


Поиск торговых партнеров – одна из услуг РЭЦ. Это может быть как "детальный поиск и передача контактов потенциальных иностранных покупателей, включая предварительный контакт и проверку интереса", так и "поиск иностранного покупателя и сопровождение переговорного процесса до этапа заключения экспортной сделки". В перечень услуг входят и дистанционные презентации, и предварительные переговоры, и экспертная оценка проекта, и бизнес-миссия в целевую страну, и, если надо, торжественная церемония подписания договора.



Еще один экспортер в сегменте продуктов здорового питания – компания "Клинские снеки". В 2015 году она начала выпускать "Пикки" – батончики здорового питания из орехов, фруктов и ягод без консервантов, красителей, сахара и ГМО. Со своим конкурентом – фирмой "БиоФудЛаб" – компания "Клинские снеки" пока вполне уживается на рынке. Рассказывает Денис Мунтян, руководитель отдела ВЭД:


"Наши дистрибьюторы в Казахстане обратились к нам с вопросом, что делать. На них вышли "Байты", причем на всех наших трех дистрибьюторов. Мы сказали: "Ребята, работайте! Нам интересно развивать рынок здорового питания в Казахстане, поэтому если вы подключите "Байт", то мы только за!"


По словам Мунтяна, в продвижении продукции компании на международный рынок помогает участие в международных мероприятиях, которые РЭЦ регулярно проводит в разных странах.



В апреле 2017 года благодаря выделению средств из федерального бюджета РЭЦ получил возможность создавать выставочные стенды российских компаний на ключевых зарубежных мероприятиях и международных выставках, проводимых в России. В случае участия компаний малого и среднего бизнеса в выставках за границей РЭЦ имеет право профинансировать до 80% затрат на аренду площадей, монтаж стендов и доставку выставочных образцов.

НИКИТА ГУСАКОВ

управляющий директор РЭЦ по клиентской работе

"Участие в специализированных выставках – это один из наиболее эффективных маркетинговых инструментов, который позволяет экспортёрам продвигать свою продукцию на внешних рынках, находить партнеров, быть в тренде в своей профессиональной сфере. При этом организация выставки – процесс достаточно ресурсозатратный, как с точки зрения стоимости, так и с точки зрения привлечения специалистов. Для некрупных компаний возможность существенно снизить бюджет участия в таких мероприятиях благодаря субсидии крайне важна. При этом РЭЦ не только компенсирует часть затрат, но и помогает с поиском потенциальных покупателей, организацией переговоров, деловой программой. Для многих иностранных покупателей важно, что компания пользуется государственной поддержкой и продвигается под брендом Made in Russia. Все это в совокупности с кредитно-страховой поддержкой и есть комплексное решение для раскрытия экспортного потенциала наших компаний."

НИКИТА ГУСАКОВ

управляющий директор РЭЦ по клиентской работе


Russian Gastro Week – проект, действующий с лета 2016 года. Это регулярные выездные мероприятия РЭЦ. Дегустационные сессии, организованные РЭЦ, проходили в Китае, Вьетнаме, Индии и ОАЭ. Последняя Gastro Week 2017 года прошла в декабре в Японии. Следующая состоится в апреле в Южной Корее.



Один из проектов РЭЦ 2017 года – разработка бренда Made in Russia. Он создан для того, чтобы подтвердить на международном рынке качество российских брендов и добросовестность российского производителя. По словам Дениса Мунтяна, компания "Клинские снеки" среди тех, кто хочет участвовать в этом проекте. "Мы отправили заявку, сейчас готовим пакет документов, для того чтобы получить сертификацию, которая позволит нам использовать бренд", – сказал руководитель отдела ВЭД.


В проекте – сертификация товаров и маркировка Made in Russia, электронный каталог российских производителей на иностранных языках, цифровая идентификация маркированных товаров, подтверждающая страну-производителя, что помогает бороться с контрафактом. Made in Russia – это знак, который должен стать фирменным для компаний, ориентированных на экспорт.


ТОРГОВЛЯ СО СТРАНАМИ
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА


Что бы ни происходило, какие бы потрясения ни обрушивались на мир, человечество всегда будет хотеть есть. И еды в ближайшие годы нужно будет все больше. По прогнозам ООН, к 2050 году население планеты увеличится с нынешних 7,6 до 9,8 млрд человек. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAО) подсчитала: чтобы прокормить всех людей, через 33 года продовольствия в мире нужно будет производить на 60% больше.


Расти население Земли прежде всего будет за счет Африки и наших соседей в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И продовольственный рынок стран АТР, как отмечают экономисты, будет самым быстроразвивающимся в мире.


Индия, Вьетнам, Китай. По расчетам РЭЦ, в рэнкинге стран, отражающем перспективы несырьевого экспорта России, эти государства находятся в первой десятке.


Китай, по данным РЭЦ, в прошлом году вошел в тройку лидеров по закупкам нашего продовольствия (1,717 млрд долларов, и это на 175 млн долларов больше, чем в 2016 году). КНР, уступив лишь Египту (1,739 млрд долларов), обогнала Турцию (1,527 млрд долларов).



О том, насколько перспективна торговля с Поднебесной, рассказывает Павел Шаров, директор по экспортным продажам ООО "РусКо" – компании, поставляющей в Китай кондитерскую продукцию:



Компания РусКо, выпускающая снеки под названием "Воронцовские сухарики", с 2014 года развивает новое – кондитерское – направление. Многослойные шоколадные конфеты "Амапола", которые идут на экспорт в Китай, выпускаются на заводе в Ленинградской области, и, по словам Павла Шарова, основные задачи, связанные с экспортом продукции, сводятся к логистическим:



Новый экспортный железнодорожный маршрут в Китай был запущен в апреле прошлого года. Это совместный проект Российского экспортного центра и компаний "РЖД Логистика", "Трансконтейнер" и "Freight Village RU". Путь начинается со станции Ворсино в Калужской области и проходит через Забайкальск до порта Далянь, откуда продукцию можно доставить либо морем до любого порта, либо автотранспортом непосредственно до получателя. Основные пункты назначения в КНР – порт Далянь (с дальнейшей доставкой фидерными судами до любого порта или автотранспортом до получателя) и станция Чэнду (провинция Сычуань) с дальнейшей доставкой груза до любой точки Китая. Из Даляня и Чэнду можно поездом отправить товар и дальше, до станции Шилун в провинции Гуанчжоу. Эта локация, как считают в РЭЦ, "наиболее интересная с точки зрения экспансии российских товаров на юге КНР".

 


Главное, что дает новый маршрут, – это экономия времени. Сроки доставки грузов сокращаются до двух недель. Примерная стоимость доставки универсального сорокафутового контейнера до Даляня – $2600, рефрижератора – от $4500, в зависимости от количества контейнеров.

Ориентировочная стоимость доставки:

– универсального сорокафутового контейнера до Чэнду (провинция Сычуань) – $2600, а до Даляня – $2600 (без учета компенсации);

– рефрижераторного контейнера до Чэнду – от $4500, до Даляня – от $5200, в зависимости от количества заказанных контейнеров в сцепе (без учета компенсации).


Как говорят в РЭЦ, "дополнительно можно будет компенсировать до 50% фактически понесенных транспортных расходов на перевозки пищевой и сельскохозяйственной продукции железнодорожным транспортом как наиболее экологически чистым, что позволит сделать его сопоставимым по стоимости с морским путем".


Компании "РусКо", как отмечает Павел Шаров, "интересно сотрудничать с РЭЦ и при господдержке выходить всерьез и надолго на зарубежные рынки".



Еще один сладкий продукт питания, пользующийся в Китае большим спросом, – это мороженое. По данным ФТС, его экспорт из России стабильно растет. Не исключено, что поспособствовал этому сам президент России. В сентябре 2016 года на саммите G20, который проходил в Китае, Владимир Путин подарил председателю КНР коробку мороженого. Си Цзиньпин тогда так отозвался о российской продукции:


"При каждой моей поездке в Россию я всегда прошу, чтобы мне купили мороженое российское. Потом мы дома едим это мороженое. У вас лучше сливки, поэтому оно у вас особенно вкусное".



Компания "Иль Мио Мороженко", которая выпускает продукцию под торговой маркой IceCro, выход на международный рынок начала в 2016 году именно с Китая. За год до этого убыточное производство было выкуплено двумя подругами, экс-сотрудницами крупных торговых сетей. Им удалось в кратчайший срок увеличить денежный оборот в 50 раз, а объем продукции в 16 раз. Сейчас в ассортименте около полусотни вкусов мороженого, среди которых много экзотических, к примеру йодированное мороженое с селеном и пробиотиками, сорбеты без сахара с кардамоном или семенами сельдерея.



РЭЦ активно ведет исследовательскую и аналитическую работу. Среди услуг центра – подготовка справочных материалов по запросу компании. Они могут содержать информацию об объемах торговли в денежном и натуральном выражении, об основных мировых игроках и ключевых конкурентах на выбранных рынках. Это индивидуальный отчет, и его наполнение определяет заказчик.


ТРЕНДЫ: РЫБА


Стране морей и океанов с такими богатыми биоресурсами сам бог велел делиться. Рыба и морепродукты в самом начале списка товаров, которые формируют основу экспорта российских продуктов питания. К примеру, мороженая рыба идет сразу после пшеницы. Доля этого товара в общем экспорте продовольствия в 2017 году составила 11%, как сообщает РЭЦ.


Россия стабильно наращивает прибыль от продажи за рубеж минтая, дальневосточного лосося (прежде всего нерки), трески, палтуса и сельди. В 2017-м экспорт рыбы в натуральном выражении вырос на 27% по сравнению с предыдущим годом.



Значительный рост показывает экспорт ракообразных и моллюсков. В 2017-м объем поставок крабов и креветок в денежном выражении увеличился почти в полтора раза.

Львиную долю экспорта по-прежнему дает рыболовство. Выловленные рыба и морепродукты (в замороженном или, реже, свежем виде) дают почти 90% экспорта отрасли.



С появлением продовольственного эмбарго в 2014 году рыбоводство получило новый вектор развития. Среди аквакультурных продуктов, пользующихся стабильным спросом на международном рынке, черная икра – легендарный гастрономический изыск России. Впрочем, сейчас икра уже перестала быть чисто русским деликатесом.


Как говорит Саодат Султанова, заместитель гендиректора по ВЭД "Русского икорного дома", крупнейшего в России производителя черной икры, приходится конкурировать с Китаем, Италией, Израилем и США. Группа компаний, в которую входит самое большое осетровое хозяйство в стране (оно находится в Вологодской области), производит в год 21-22 тонн икры. По сравнению с прошлым годом, в 2017-м экспортные продажи выросли на 4-5%.



Среди проблем, связанных с выходом на экспорт, Саодат Султанова называет прежде всего "сложности в основном бюрократического характера" и приводит в пример историю выхода компании на китайский рынок:



"Русский икорный дом" не новичок на рынке. По словам Саодат Султановой, "сотрудники департамента ВЭД достаточно подкованы в вопросах экспортных поставок".


Для тех же, кто на международный рынок только выходит, может оказаться очень полезной помощь государства в оформлении разрешительной документации. Такую поддержку можно найти в РЭЦ. Российский экспортный центр содействует получению документов для выпуска отечественной продукции на международные рынки. В центре экспортерам расскажут, где и как получить сертификаты, декларации соответствия, лицензии и т. д. В списке услуг не только консультирование, но и экспертиза документов и юридическое сопровождение.



Для многих предприятий выход на международные рынки осложнен либо закрыт из-за барьеров, связанных с экспортными операциями, в том числе из-за незнания о необходимости получения международных сертификатов, процесс оформления которых сложен и связан с существенными затратами. Именно поэтому одна из первоочередных задач РЭЦ – помочь предпринимателям максимально облегчить этот процесс.


По данным РЭЦ, около 80% заявителей – это представители малого и среднего бизнеса. Среди лидеров по числу обращений – предприниматели, занятые в пищевой отрасли.