ТАСС продолжает серию материалов о предпринимателях из России, создавших бизнес в Силиконовой долине. Основатель стартапа Chatfuel Дмитрий Думик рассказал о том, как сделать чат-бота, завоевать миллионы пользователей и заполучить в инвесторы Yandex.
• В России основатели стартапов регулярно ставят телегу впереди лошади. Сначала стараются сделать совершенный, по их мнению, продукт, а потом уже только начинают общаться с потенциальными клиентами, пытаясь понять их проблемы и уже готовый продукт пристроить к решению этих проблем.
• Конечно же, это неправильная стратегия: в итоге приходится либо полностью переделывать продукт, либо признавать стартап неудачным и закрывать компанию. Именно такой подход был причиной того, что перспективный проект Penxy, разработчик мобильных приложений для проведения и записи живых презентаций, не смог сразу выстрелить на российском рынке.
• Поэтому ФРИИ в первую очередь выясняет при работе с компаниями в акселераторе, насколько команда знает своих клиентов и не являются ли проблемы клиентов, описываемые основателями, галлюцинациями. Методика общения с клиентом Customer Development и собственные наработки ФРИИ сфокусированы на том, чтобы за две–три недели выявить реальные потребности клиентов и сформировать ценность создаваемого стартапом решения.
• Очень важной частью становления успешного предпринимателя является опыт. Естественно, этот опыт формируется из больших и маленьких неудач, успехов и феноменальных побед. И неудачи — это часть бизнеса, поэтому мы прагматично смотрим на несостоявшиеся проекты и готовы инвестировать еще раз в команду, которая не смогла сделать успешный стартап, но показала глубокое понимание потребностей клиентов, волю к созданию успешного продукта и умение реализовывать задуманное.
• Многие провалы стартапов происходят не из-за плохой команды, а из-за неготовности рынка и других не зависящих от основателей причин. И именно второй или третий раз приносит команде стартапа успех! Главное — не потерять веру в победу и держать инвестора в курсе происходящего, так как более полное представление о команде и ее принципах работы будет влиять на его решение при инвестировании в проект после предыдущего.