Замглавы МИД РФ Сыромолотов: РФ предлагает совместные усилия в борьбе с коррупцией

Олег Сыромолотов. Валерий Шарифулин/ ТАСС
Олег Сыромолотов

9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Заместитель министра иностранных дел России Олег Сыромолотов в интервью ТАСС рассказал о важности совместного противостояния коррупции, российских инициативах на этом треке и объяснил, почему никому не удастся справиться с этим вызовом в одиночку.

— 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В чем его смысл? Ведь бороться с коррупцией надо прежде всего у себя, а судя по регулярным сообщениям о новых коррупционных делах против чиновников разного уровня, праздновать тут особенно нечего.

— Так мы и не рассматриваем Международный день борьбы с коррупцией как праздничную дату. 9 декабря в мире вспоминают день, когда большинство стран — членов ООН (на сегодня уже 188) согласились объединять усилия в борьбе с этим злом, подписав Конвенцию ООН против коррупции — уникальный международно-правовой документ, охватывающий весь спектр сотрудничества на антикоррупционном треке: меры по предупреждению коррупции как в государственном, так и в частном секторе, возвращение активов, полученных в результате совершения коррупционных преступлений, вопросы взаимодействия правоохранительных органов.

Разрушительные масштабы коррупции поистине глобальны. Она подрывает правовые системы государств, тормозит их устойчивое развитие, снижает доверие инвесторов, разъедает моральные устои общества, и справиться с этим вызовом в одиночку не удастся никому. При этом нередко преступления коррупционной направленности выходят за рамки одного государства. Именно по этой причине борьба с ними должна иметь транснациональный характер, вестись на системной основе. И именно поэтому столь важное значение приобретает укрепление сотрудничества международного сообщества на антикоррупционном треке, а также развитие международно-правовой базы на основе Конвенции ООН против коррупции.

Но вы правы, в конце концов бороться с коррупцией приходится каждому государству у себя дома. Конвенция как раз и определяет это как обязанность всех ее участников. Но в то же время к заключению конвенции привело понимание того, что обеспечить эффективность этих усилий можно, только сотрудничая друг с другом.

— Чем конкретно Конвенция ООН помогает борьбе с коррупцией в России?

— Конвенция, как и другие подобные ей многосторонние договоры, делает мир прозрачнее, помогает странам-участницам совместно противостоять коррупции настолько, насколько они готовы идти на взаимодействие друг с другом. Важнейший аспект этого взаимодействия — обмен опытом, законодательными новшествами, наработками в области использования современных технологий. Помогает перенимать передовой опыт, механизм обзора реализации конвенции, в котором участвуют на равных все страны-участницы. Механизм этот весьма полезен. По результатам взаимных обзоров составляются рекомендации, помогающие ликвидировать пробелы в законодательстве, усовершенствовать работу по предотвращению коррупции.

Например, по итогам первого раунда обзора Российской Федерации для повышения эффективности международного сотрудничества было рекомендовано расширить практику заключения соглашений с другими странами. Такие, прежде всего межведомственные, соглашения у нас были и раньше, но сейчас их число значительно увеличилось. Российскими компетентными органами с тех пор подписаны соглашения с коллегами из порядка 20 стран

Опыт взаимодействия в рамках конвенции подсказывает и необходимость совершенствования международно-правовой базы антикоррупционного сотрудничества. Так, важнейшей частью Конвенции ООН против коррупции является оказание содействия друг другу в вопросе возвращения спрятанных в иных юрисдикциях преступных доходов. Конвенция предлагает здесь только рамочные меры. Россия при поддержке развивающихся стран, наиболее страдающих от вывода за рубеж незаконно нажитых капиталов, внесла предложение о необходимости укрепления международно-правового режима возвращения преступных активов, что нашло свое отражение в Политической декларации специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН против коррупции, состоявшейся в июне этого года. Надеемся, что итогом этой работы станет выработка единых норм, обеспечивающих интересы стран, понесших ущерб от действий коррупционеров.

Являясь активным участником международного антикоррупционного сотрудничества, Россия при выработке своей политики в этой сфере учитывает текущие мировые тенденции, а зачастую выступает в роли инициатора и проводника новых направлений взаимодействия. Отмечу в этой связи российские инициативы по защите спорта от коррупции, укреплению антикоррупционного просвещения и образования.

Важно отметить, что наша деятельность и инициативы на международной арене органично сочетаются с внутренними приоритетами борьбы с коррупцией. Так, антикоррупционное образование и просвещение является одним из ключевых положений нового Национального плана противодействия коррупции, утвержденного президентом Российской Федерации в августе этого года. Планом МИД России поручено обеспечить эффективное участие Российской Федерации в международных антикоррупционных мероприятиях. Подчеркну, что этой работой МИД занимается в тесном сотрудничестве с другими ведомствами, прежде всего, конечно, силовыми.

— В каких еще, кроме Конвенции ООН против коррупции, подобных процессах участвует наша страна?

— Прежде всего отмечу, что ключевым принципом нашего подхода к международному антикоррупционному сотрудничеству является обеспечение центральной роли ООН. Этим мы руководствуемся в работе с партнерами по СНГ, БРИКС, "Группе двадцати", Совета Европы и других организаций. Хотел бы отметить активную работу Межгосударственного совета по противодействию коррупции СНГ. На стадии завершения находится подготовка соответствующего соглашения о сотрудничестве стран — участниц СНГ. В антикоррупционных рабочих группах БРИКС и "двадцатки" с нашими партнерами прорабатываются новые идеи и инициативы, которые далее продвигаются в повестку дня более широкого международного сотрудничества.

Сегодня по случаю годовщины подписания Конвенции ООН против коррупции мы больше внимания уделили работе в рамках Организации Объединенных Наций, но есть много интересного и в упомянутых мною других форматах. При случае буду рад поговорить о них подробнее.