15 июля 2016, 07:08,
обновлено 14 июля 2016, 11:28
ЧМ-2018 по футболу

"Это выглядит позорно": история строительства "Зенит-Арены" в цифрах и скандалах

Сергей Фадеичев/ ТАСС

Почему новый стадион в Петербурге строят уже девять лет и никак не могут достроить

15 июля администрация Санкт-Петербурга объявила о расторжении контракта с генподрядчиком строительства стадиона на Крестовском острове компанией "Инжтрансстрой-СПб". Накануне строительство арены, которая должна принять матчи Кубка конфедераций-2017 и чемпионата мира-2018, в очередной раз было остановлено. Генподрядчик строительства – компания "Инжтрансстрой-Спб" – заявило о попытке рейдерского захвата, рабочие бастовали, в Санкт-Петербург готовится выехать специальная комиссия Совета Федерации, которая попытается разобраться в ситуации.

Стадион строится уже девятый год, и эта стройка сопровождается постоянными скандалами. ТАСС вспомнил всю историю долгостроя.

Для чего возводят стадион

Как менялся проект

  • "Зенит-Арена" - один из 12 стадионов, на которых должны пройти матчи Чемпионата мира по футболу 2018 года.
  • Сдать его надо самое позднее к июню 2017 года, когда в России будет проходить Кубок конфедераций – турнир ФИФА, в котором принимают участие победители каждого из шести континентальных чемпионатов Это своеобразная "генеральная репетиция" Чемпионата мира.
  • Стадион также станет домашним для ФК "Зенит".

Как переносились сроки сдачи

  • Автором проекта является японский архитектор Кисе Курокава. Однако тот стадион, который в итоге появится на Крестовском острове, значительно отличается от первоначального варианта.
  • Уже после утверждения проекта японца выяснилось, что многие его задумки невыполнимы как с инженерной точки зрения, так и по финансовым соображениям.
  • На стадии реализации отказались, в частности, от идеи, чтобы футбольное поле было выдвижным.
  • В декабре 2009 года ФИФА заявила, что проект не соответствует нормам безопасности. Это касалось конфигурации трибун и подтрибунных помещений. В итоге стройка была остановлена на полгода, пока компания "Моспроект-4" занималась перепланировкой стадиона.

Как росла стоимость строительства

  • Изначально стадион планировали построить менее чем за два года и сдать в ноябре 2008-го.
  • Валентина Матвиенко, будучи губернатором Санкт-Петербурга, говорила, что "Зенит" проведет свой первый матч на новом стадионе в марте 2009 года.
  • Впоследствии сроки сдачи переносились как минимум четыре раза.
  • Сейчас речь идет о том, чтобы сдать стадион к июню 2017 года, когда в России пройдет Кубок конфедераций.
  • "Все: Санкт-Петербург - главный город Кубка конфедераций. Теперь отступать некуда", - заявил недавно по поводу сроков сдачи стадиона министр спорта РФ Виталий Мутко.

Как менялись генподрядчики

  • Первоначальная стоимость проекта в 2007 году оценивалась в 6,7 млрд рублей, но затем многократно пересчитывалась.
  • Последнее увеличение сметы произошло 8 июня - Законодательное собрание Санкт-Петербурга приняло поправки в бюджет города на 2016 год, предусматривающие увеличение финансирования строительства "Зенит-Арены" на 4,3 млрд рублей – до 39,2 млрд.
  • В ходе строительства называлась даже сумма в 43,8 млрд руб., однако ее в ходе экспертизы проекта потребовала скорректировать Счетная палата РФ - за счет отказа от непрофильных площадей.

Коррупционные и финансовые скандалы

  • Уже в 2008 году, по сути через год после начала строительства, мэрия Санкт-Петербурга расторгла договор с первым генподрядчиком - фирмой "Авант". Причиной называлось значительное удорожание проекта – подрядчик успел истратить 5 млрд рублей, однако лишь разобрал старый стадион им. Кирова и забил сваи для строительства нового.
  • Новым генподрядчиком проекта стало ЗАО "Инжтрансстрой", входящее в холдинг "Трансстрой" (в тот момент контрольный пакет компании принадлежал "Базовому Элементу" Олега Дерипаски). После этого мэрия Санкт-Петербурга часто предъявляла претензии к ходу строительства, а в 2013 году даже разорвала контракт. Тем не менее, победителем нового конкурса на достройку стадиона все равно стали структуры "Трансстроя".
  • С декабря 2014 года холдинг "Трансстрой" и входящие в него компании (включая "Инжтрансстрой") перешли под контроль предпринимателя Егора Андреева.
  • 15 июля 2016 года администрация Санкт-Петербурга расторгла контракт с компанией "Инжтрансстрой-СПб".

Имиджевые скандалы

  • В 2014 году СМИ сообщали, что из-за несвоевременных выплат по контрактам за время строительства обанкротились несколько десятков субподрядчиков. Осенью 2015 года субподрядчики выдвинули иски к структурам "Трансстроя", требуя выплаты 206 млн рублей.
  • В августе 2014 года директор одного из субподрядчиков строительства Дмитрий Коршунов был осужден за мошенничество в ходе строительства. Его приговорили к 4 годам условного срока и штрафу в размере 570 млн рублей.
  • В феврале 2016 года Следственный комитет Петербурга возбудил уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере. По версии следствия, значительные суммы денег перечислялись субподрядчикам, работы по контрактам не выполнялись, а средства обналичивались. 
  • В мае 2016 года скандал произошел вокруг поставок осветительного оборудования для стадиона – по версии следствия только на этих контрактах было похищено 70 млн рублей. Был задержан генеральный директор московской компании "СтройЭлектроМонтаж" Василий Сливкин.
  • 14 июля нынешний генподрядчик строительства - фирма "Инжтрансстрой-Спб" - заявила о попытке рейдерского захвата со стороны субподрядчиков. По данным компании, грузовая техника субподрядчиков заблокировала проезды автотранспорта, представители субподрядных организаций препятствовали доступу строителей к рабочим местам.
  • "Инжтрансстрой-Спб" предъявляет претензии и к властям города. По версии компании, озвученной в официальном заявлении, "заказчик в лице администрации города делает все, чтобы сорвать сроки завершения проекта, а именно отсутствуют проектные решения (проектная документация). В июле 2016 года заказчик передал в Главгосэкспертизу России очередной пакет проектных решений, …что с учетом сезонности и технологии производства работ может внести существенные корректировки в срок сдачи стадиона".
  • 1 сентября 2012 года при посещении стадиона премьер-министр России Дмитрий Медведев высказал мнение, что "...это не просто долгострой, это выглядит позорно".