Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Ситуация в зоне безопасности Приднестровского конфликта

19 июня 2013, 15:36 UTC+3
В начале года власти заявили о планах размещения на границе с Приднестровьем миграционных постов, которые будут следить за потоком иностранцев
Поделиться
Материал из 1 страницы

Парламент Молдавии на закрытом заседании 20 июня рассмотрит ситуацию в зоне безопасности Приднестровского конфликта, где в последнее время обострилась ситуация.

В начале текущего года власти Молдавии в связи с подготовкой к либерализации визового режима с Европейским союзом заявили о планах размещения на административной границе с Приднестровьем миграционных постов, которые будут следить за потоком иностранцев, прибывающих в страну. Эти планы вызвали обеспокоенность в Тирасполе, так как ущемляют права около 300 тысяч проживающих в Приднестровье граждан России и Украины. Осудили такие намерения и в Кишиневе, так как они не вписывается в логику восстановления территориальной целостности страны.

Со своей стороны, лидер непризнанной республики Евгений Шевчук 10 июня подписал закон, который в одностороннем порядке устанавливает госграницу. Особое внимание в документе уделено мерам по охране и защите госграницы. Территорией ПМР объявляются несколько населенных пунктов, находящихся под юрисдикцией Кишинева. Это село Варница, являющееся пригородом Бендер и еще несколько населенных пунктов, которые находятся на правом берегу Днестра. Они находятся в Зоне безопасности, и не раз становились поводом для территориальных споров.

Этот документ осудили власти Молдавии и действующий председатель ОБСЕ. По мнению молдавских властей, действия Тирасполя ведут к эскалации напряженности и могут иметь негативное воздействие на переговорный процесс.

История приднестровского конфликта началась в 90-х годах ХХ века в период распада СССР. Тогда в Приднестровском регионе возникла ситуация, которая в дальнейшем привела к вооруженному конфликту. В 1989 году молдавский язык был объявлен государственным, что вызвало недовольство русскоязычного населения в Приднестровье. Конфронтация усилилась после провозглашения в сентябре 1990 года непризнанной Приднестровской Молдавской ССР. В марте- июле 1992 года Кишинев и Приднестровье пришли к вооруженному противостоянию. Прекращение огня было достигнуто в июле 1992 года, когда Россия и Молдавия подписали Соглашение о принципах мирного урегулирования конфликта /21 июля 1992 г./. С 1993 года Кишинев и Тирасполь ведут переговоры о правовом статусе Приднестровья /посредниками выступают Россия, Украина, ОБСЕ, а также США и ЕС в качестве наблюдателей - формат "5+2"/. Сейчас в регионе находятся совместные миротворческие силы /СМС/, в состав которых входят российские, молдавские и приднестровские военные.

В ноябре 2003 года Россия представила руководству Молдавии и Приднестровья план урегулирования конфликта, предусматривавший построение федеративного молдавского государства с двумя субъектами: РМ и ПМР. Документ, вошедший в историю под названием "меморандум Козака ", в числе прочего давал Приднестровью право вето. Кроме того, в плане закреплялось военное присутствие Российской Федерации сроком до 2020 года. Именно эти два фактора вызвали резко негативную реакцию Запада, в первую очередь США и ОБСЕ. В результате, Владимир Воронин, занимавший в то время пост президента Молдавии, отказался от подписания документа, мотивировав это желанием "посоветоваться с европейским сообществом". Данное решение привело к охлаждению российско- молдавских отношений. Переговоры были возобновлены только в апреле 2004 года.

В феврале 2006 года молдавская делегация покинула стол переговоров в формате "пять плюс два", обвинив Тирасполь "в несговорчивости".

В марте 2006 года Украина по просьбе молдавского руководства ввела новый таможенный режим для Приднестровья, обязав регистрировать свой экспорт на молдавской таможне. В Тирасполе расценили этот шаг как "экономическую блокаду" и отказались вести переговоры до тех пор, пока не будет подписан так называемый транзитный протокол, гарантирующий Приднестровью самостоятельную внешнеторговую деятельность. В ходе многочисленных консультаций посредники неоднократно призывали стороны вернуться за стол переговоров, но добиться положительных результатов так и не смогли.

Восстановить диалог между Кишиневом и Тирасполем удалось 11 апреля 2008 года, когда в Бендерах состоялась первая после семилетнего перерыва встреча президента Молдавии и лидера Приднестровья. Владимир Воронин и Игорь Смирнов договорились возобновить регулярные двусторонние контакты с целью восстановления переговорного процесса.

Переговоры были возобновлены только 30 ноября 2011 года в Вильнюсе /Литва/ и продолжаются по настоящее время.

В настоящее время Молдавия выступает за предоставление Приднестровью статуса особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью страны.

По словам заместителя министра иностранных дел РФ Григория Карасина, "мы видим будущее Приднестровья в качестве особого района с особыми международно признанными гарантиями в составе нейтрального молдавского государства".

Приднестровье выступает за свою независимость с последующим присоединением к России /такого мнения придерживаются более 97 проц. жителей непризнанной республики, которое они выразили на референдуме 17 сентября 2006 года/.

 

Показать еще
Поделиться
В других СМИ
Реклама
Реклама