10 июня 2016, 11:43

СМИ: ФАС просит "Аэрофлот" объяснить причины дороговизны авиабилетов из Москвы на Камчатку

Юрий Смитюк/ ТАСС
Для компании дальневосточные направления являются "социальной нагрузкой": несмотря на практически 90-95% загрузки рейсов в эконом-классе в течение года, рейсы убыточны из-за "плоских тарифов"

МОСКВА, 10 июня. /ТАСС/. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ провела проверку стоимости билетов "Аэрофлота" на прямые рейсы Москва-Петропавловск-Камчатский и обратно. Причина проверки - жалобы в ФАС на высокую стоимость билетов по этому направлению в летний период, пишет "Коммерсантъ".

Мониторинг цен на сайтах бронирования билетов показал, что в продаже нет дешевого эконом-класса на этот период, в наличии только бизнес-класс и комфорт-класс, цена на них в июне--августе 60-162 тыс. руб. в обе стороны. ФАС запросила у "Аэрофлота" экономическое обоснование стоимости билетов, оно должно прийти до конца июня.

Власти регионов ДВФО еще в декабре 2015 года жаловались вице-премьеру по Дальнему Востоку Юрию Трутневу на то, что после ухода "Трансаэро" "Аэрофлот" и другие компании не смогли заместить выпавшие провозные емкости и цены на авиабилеты выросли. Ранее "Аэрофлот" и "Трансаэро" предлагали примерно одинаковые тарифы из Москвы во Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск и Петропавловск- Камчатский - от 11 тыс. руб. в одну сторону, или 18 тыс. руб. в оба конца. В 2015 году "Аэрофлот" ввел социальные "плоские тарифы" по этим направлениям для "повышения мобильности населения" и "улучшения транспортной доступности регионов". До 31 декабря билеты "Аэрофлота" в эконом-класс по основным направлениям на Дальний Восток стоят около 20 тыс. руб. туда и обратно (18 тыс. руб. в 2015 году) и 12 тыс. руб. в одну сторону против 11 тыс. руб. в 2015 году. Льготники могут покупать и субсидируемые билеты - от 1,8-7,5 тыс. руб. в одну сторону.

Источник в совете директоров "Аэрофлота" говорит, что для компании дальневосточные направления являются "социальной нагрузкой": несмотря на практически 90-95% загрузки рейсов в эконом-классе в течение года, рейсы убыточны из-за "плоских тарифов". Так, маршруты в Южно-Сахалинск и Петропавловск-Камчатский приносят убыток примерно 3 млн руб. с парного рейса. Сейчас, по его словам, увеличить рентабельность направлений можно только за счет коммерческих тарифов бизнес-класса и "комфорта" (по расчетам издания, на дальнемагистральных судах "Аэрофлота" доля таких мест - до 20% в зависимости от типа судна). В целом, говорит источник, в январе-мае на Дальний Восток идет рост пассажиропотока: в Петропавловск-Камчатский - около 20%, во Владивосток - 14%, в Южно-Сахалинск - 30%, в Хабаровск - 40%.

По словам экспертов, после ухода "Трансаэро" (половина ее флота - дальнемагистральные суда, летавшие и на Дальний Восток) на данном направлении был нарушен принцип конкуренции. Другие авиакомпании не могут позволить себе выставлять аналогичные "Аэрофлоту" тарифы и летать ниже себестоимости на дальнемагистральных рейсах.

Руководитель группы антимонопольной практики Goltsblat BLP Виталий Дианов говорит, что для признания авиакомпании доминирующей ФАС потребуется определить границы рынка - на основе показателей маршрутной сети, периода полетов, наличия барьеров входа на рынок и т. п.- и только потом рассчитывать долю авиакомпании на рынке. Он не исключает вероятность того, что по итогам исследования географическими границами рынка могут признать всю территорию РФ, где работают и другие компании. Дианов добавил, что, если доминирование доказано и факт нарушения подтверждается, ФАС может привлечь компанию к ответственности и наложить "оборотный" штраф, рассчитанный из объема годовой выручки, полученной на этом рынке.