МУРМАНСК, 10 марта. /ТАСС/. Атомные ледоколы провели по Северному морскому пути (СМП) в два с лишним раза больше судов в 2016 году по сравнению с 2015 годом. Об этом сообщил ТАСС гендиректор "Атомфлота" Вячеслав Рукша.
"Интенсивность работы атомных ледоколов в современных условиях конкурентного рынка услуг доведена до 36 ледоколомесяцев, то есть в среднем каждый из четырех ледоколов используется около девяти месяцев в году", - отметил глава предприятия. Так, по его словам, в 2016 году атомные ледоколы провели в акватории СМП 410 судов общей валовой вместимостью 5,2 млн тонн, а в 2015 году - 195 судов валовой вместимостью 2 млн тонн.
Глава "Атомфлота" отметил, что ледокольное обеспечение крупнейших национальных арктических углеводородных проектов стало сейчас главной задачей компании. "Атомный ледокольный флот - это конкурентное преимущество России для обеспечения геополитических интересов России в Арктике", - сказал Рукша.
В приоритете - месторождения
Он добавил, что наиболее интенсивный грузопоток на сегодня - по направлению в порт Сабетта, только за декабрь 2016 года ледоколы провели 24 судна в этом направлении. В порту Сабетта идет строительство завода по производству сжиженного природного газа мощностью 16,5 млн тонн в год на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения. Контракт "Атомфлота" о сотрудничестве с компанией "Ямал СПГ", которая ведет разработку, подписан до 2040 года. Именно с проектом "Ямал СПГ" связана основная активность на акватории СМП.
До 2035 года действует соглашение по ледокольному обслуживанию "Нового порта" (ПАО "Газпром нефть"). Мощность проекта - 8,5 млн тонн сырой нефти в год, экспорт начат в 2015 году. Каждые три года обновляется контракт на экспорт продукции горно-металлургической компании "Норильский Никель" из порта Дудинка.
Рукша отметил, что среди походов ледоколов были и уникальные. В декабре-январе атомный ледокол "50 лет Победы" впервые в истории арктической навигации успешно завершил сверхпозднюю транзитную проводку каравана из трех судов из Чукотского моря в район мыса Каменный и Обскую губу. Ледоколы "Атомфлота" также ведут активную работу в Западном секторе Арктики, в Карском море.
В феврале-марте атомные ледоколы Атомфлота "Вайгач" и "50 лет Победы" поочередно вели крупнотоннажное судно Nordic Bothnia (флаг Панама) с первой крупной партией высококачественного антрацита с нового месторождения на полуострове Таймыр. Эти работы в интересах "Арктической горной компании" будут продолжены до июня.
Новый атомный флот
Растущий грузопоток в Арктике, связанный в первую очередь с освоением месторождений, должны обеспечить новые атомные ледоколы, строящиеся по заказу "Атомфлота". "Для обеспечения растущего грузопотока по Северному морскому пути четырех действующих ледоколов уже недостаточно. В Санкт-Петербурге строится серия из трех универсальных атомных ледоколов ЛК60 ("Арктика", "Урал" и "Сибирь") мощностью 60 МВт каждый", - сказал глава компании.
Новые ледоколы обладают переменной осадкой от 11,5 до 8,5 метра, что позволит им выполнять задачи как линейных (типа "Арктика"), так и мелкосидящих (типа "Таймыр") атомных ледоколов. ЛК60 будут постепенно заменять действующие атомоходы, уже не первый десяток лет работающих в Арктике.
Кроме того, при поддержке Минпромторга России начинается разработка технического проекта ледокола будущего - "Лидер". Данный ледокол обеспечит гарантированное круглогодичное плавание по трассам Северного морского пути. "Таким образом, в ближайшей перспективе Россия, обладающая единственным в мире атомным ледокольным флотом, укрепит и усилит свои позиции в Арктике. Развитие грузоперевозок по Северному морскому пути, освоение арктического шельфа и транспортировка углеводородов, проводка судов ВМФ и арктические научные исследования, - все эти задачи эффективно решаются с помощью судов Росатомфлота" - сказал Рукша.
На сегодняшний день перевозки в Арктике обеспечивают четыре действующих атомохода: "Ямал", "50 лет Победы" "Таймыр" и "Вайгач".