МОСКВА, 15 марта. /ТАСС/. Устойчивое развитие Арктической зоны РФ невозможно без срочного обновления как атомного, так и дизельного ледокольного флота, считают эксперты. В настоящее время для бесперебойной работы Северного морского пути Россия использует более 30 дизель-электрических и 4 атомных ледокола, но флот стремительно стареет, рассказал ТАСС председатель совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Вячеслав Штыров.
"Три из четырех действующих атомохода потребуют вывода из эксплуатации в период с 2020 по 2022 годы. Большая часть дизель-электрических ледоколов "Росморпорта" подлежит списанию к 2017-2019 годах", - отмечает сенатор.
Штыров добавил, что для отстаивания национальных интересов России необходимо срочно обновить свой атомный ледокольный флот на новой технологической основе.
Состояние ледокольного флота
На проблему развития и обновления флота указывают многие эксперты. Так, член Научного совета РАН Михаил Григорьев сообщил ТАСС о старении флота и нехватке ледоколов. "У нас есть три пароходства - Мурманское, Северное и Ленское объединенное речное, давно работающие на Северном морском пути. Оборотных средств на строительство нового флота у них не хватает, так как в стране пока нет "длинных" и "дешевых" денег, а за рубежом их не получить. Так что идет объективное старение парка судов", - пояснил он. Ситуация с ледоколами, по словам эксперта, также "остается настораживающей".
Однако, по словам некоторых экспертов, ледокольный флот России в последнее время получил существенное развитие. "Лет 8-10 назад мы говорили, что у нас весь ледокольный флот - и атомный и дизельный - устаревает и подлежит списанию. Сейчас строится новое поколение дизельных и атомных ледоколов: серия двухосадочных атомных ледоколов 22220 "Арктика", "Сибирь" и "Урал", которые заменят старые ледоколы типа "Арктика", и дизель-электрические ледоколы различного назначения", - отмечает главный конструктор Крыловского центра по судам ледового класса Валерий Беляшов.
Генеральный директор "Росморпорта" Андрей Тарасенко в ответе на запрос ТАСС сообщил, что на сегодняшний день в ведении компании находится 36 дизельных ледоколов. Основной задачей флота предприятия, по его словам, является обеспечение ледокольных проводок судов в 15 замерзающих морских портах РФ и на подходах к ним. "В 2018 году планируется ввод в эксплуатацию дизель-электрического ледокола проекта 22600М "Виктор Черномырдин" с мощностью судовой энергетической установки 25 МВт, способного круглогодично осуществлять проводки судов в прибрежной части трассы Севморпути", - рассказал директор.
Беляшов отмечает, что обновление дизельного флота происходит, в том числе, за счет компаний, работающих в Арктической зоне РФ. Так компания "Норильский никель" владеет собственным транспортным флотом ледового класса. "Это позволяет обеспечить круглогодичные поставки продукции в Европу своими силами, сегодня флот "Норникеля" состоит из шести судов усиленного ледового класса ARC7 - пять контейнеровозов типа "Норильский никель" и один танкер "Енисей", - рассказал корреспонденту ТАСС представитель компании.
Потребность в ледоколах будет расти
Говоря о потребности в ледокольном флоте, эксперты сходятся во мнении - с увеличением грузопотока по Северному морскому пути и развитием крупных экономических проектов в Арктической зоне потребность в ледоколах будет только расти.
Некоторые специалисты считают, что потребности России только для обслуживания грузопотоков в Арктике составляют 14 ледоколов, включающих 6 атомных, 4 дизельных линейных и 4 ледокола-снабженца для обслуживания буровых платформ. Однако, как считает сенатор Штыров, на самом деле ледокольный флот должен быть значительно больше.
"По плану к 2030 году грузопоток по Северному морскому пути должен увеличиться до 80 млн тонн. Значит, нам необходимо обеспечить постоянно действующую морскую трассу, которая может эксплуатироваться круглогодично, непрерывно. Это грандиозная задача, для решения которой в первую очередь потребуется значительное количество ледоколов, построенных по новым технологиям", - поясняет собеседник агентства.
По мнению конструктора Беляшова, судостроительные верфи смогут удовлетворить потребности России по увеличению количества необходимых стране ледоколов. "С учетом планов развития транспортной системы - вывоза с "Ямала СПГ" 15 млн тонн, а также через строящийся терминал "Арктик СПГ-2" еще 15-17 млн тонн сжиженного газа - потребности в ледоколах вырастут. В районе порта Дудинка в перспективе также будет вывозиться уголь с Таймырского полуострова, и нефть с месторождения Таналан. Нефте- и рудодобывающие компании не смогут реализовывать свои планы без наличия надежной транспортной системы, поэтому новое поколение ледоколов строится как раз вовремя. С учетом всех этих планов надо будет строить еще два универсальных ледокола проекта - 22220", - добавил он.
Что касается строительства атомных ледоколов, то, как рассказал ТАСС гендиректор ФГУП "Атомфлот" Вячеслав Рукша, в Санкт-Петербурге идет строительство серии из трех универсальных атомных ледоколов ЛК60 ("Арктика", "Урал" и "Сибирь"). "ЛК60 будут постепенно заменять действующие атомоходы", - сказал Рукша.
Кроме того, при поддержке Минпромторга России начинается разработка технического проекта ледокола будущего - "Лидер". Данный ледокол обеспечит круглогодичное плавание по трассам Северного морского пути. "Это позволит России конкурировать с традиционными трассами перевозки грузов с Запада на Восток", - добавляет Беляшов.
Финансирование, которое потребуется для строительства новых ледоколов, оценивается в 333,4 млрд рублей, считает сенатор Штыров. "В частности, 169 млрд. рублей на строительство еще трех ледоколов, включая ледокол "Лидер", 14 млрд рублей на строительство инфраструктуры для эксплуатации новых ледоколов. Расходы на поддержание сети метеостанций вдоль Северного морского пути - 1,3 млрд рублей ежегодно, расходы на развитие сети метеостанций - 2,5 млрд рублей. Расходы на реконструкцию портов оценивается в 146 млрд рублей", - рассказал он.
Председатель Госкомиссии по вопросам развития Арктики, заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин ранее сообщил в интервью "Российской газете", что обеспечить круглогодичный проход судов по Северному ледовитому океану, а также обслуживание портов смогут 5-6 атомных ледоколов мощностью 60-110 МВт, 6-8 неатомных ледоколов мощностью 25-30 МВт и 8-10 неатомных ледоколов мощностью 16-18 МВт.
"А вот чего у России реально не хватает, так это серьезных судов технического назначения. Например, нет мощных кранов, буровых судов ледового плавания. <…> Мало кто может строить такие суда, которые способны работать в тяжелых арктических условиях. Это перспективное направление для российской промышленности - такое судно можно использовать в любой акватории мира, но надежность его будет высочайшей", - считает Рогозин.
Тема развития транспорта в Арктике станет одной из основных на международном форуме "Арктика - территория диалога", который пройдет 29-30 марта в Архангельске. Форум призван объединить международные организации, органы государственной власти, научные и бизнес-сообщества из России и других стран для координации подходов в развитии международного сотрудничества, консолидации усилий по обеспечению стабильного развития Арктики и повышения уровня жизни населения на арктических территориях.