Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Жители Северного Кавказа поддерживают проект туристического кластера и готовы работать в индустрии гостеприимства - исследование ВЦИОМ

22 ноября 2011, 15:04 UTC+3

Были опрошены 1500 человек в возрасте от 18 до 55 лет, проживающих в районах строительства Северокавказского туристического кластера

Поделиться
Материал из 1 страницы

МОСКВА, 22 ноября. /ИТАР-ТАСС/. Жители Северного Кавказа в большинстве своем поддерживают проект создания в этом регионе современного туристического кластера и готовы работать в индустрии гостеприимства, проявить радушие по отношению к туристам вне зависимости от их национальности. Это подтверждают данные исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения /ВЦИОМ/.

Большинство опрошенных на вопрос о том, к туристам каких национальностей они отнеслись бы с большим гостеприимством, ответили: "Ко всем одинаково" /63 проц/. Доли тех, кто ответил "к туристам из моего региона" и "к туристам из всего Северо-Кавказского Федерального округа", составляют 14 проц и 12 проц соответственно. При этом, в отношении всех национальностей существует устойчивая группа опрошенных /15-16 проц/, которые формируют свое отношение не столько исходя из этнических стереотипов, сколько из оценок реального поведения конкретных людей.

В рамках проекта туристического кластера, который осуществляет госкорпорация "Курорты Северного Кавказа", к 2020 году на юге России планируется построить пять новых горнолыжных курортов мирового класса - Лагонаки /Адыгея, Краснодарский край/, Архыз /Карачаево-Черкесия/, Эльбрус- Безенги /Кабардино-Балкария/, Мамисон /Северная Осетия/ и Матлас /Дагестан/. Протяженность горнолыжных трасс составит 898 км, количество подъемников - 179 единиц, вместимость гостиниц - 89 тыс мест, ежедневная пропускная способность кластера - 150500 человек. Проект предполагает поэтапное создание в регионе 330 тыс рабочих мест.

В исследовании, проведенном ВЦИОМ в октябре-ноябре 2011 года, были опрошены 1500 человек в возрасте от 18 до 55 лет, проживающих в районах строительства Северокавказского туристического кластера. Исследование показало, что до 50 проц опрошенных жителей региона осведомлены о строительстве крупного курортно-туристического центра на Северном Кавказе. Абсолютное большинство опрошенных высказались в пользу строительства горнолыжного курорта /75 проц отнеслись положительно и еще 16 проц - скорее положительно/.

Полученные оценки свидетельствуют о том, что респонденты в целом положительно характеризуют влияние строительства на различные аспекты жизни в регионе. Причем в особенности положительный эффект видится ими в части обеспечения занятости населения и повышения уровня жизни в регионе

59 проц респондентов заявили, что хотели бы работать в крупном туристическом центре при условии его территориальной близости к месту проживания, и лишь четверть опрошенных /26 проц/ не желают этого делать ни при каких условиях.

Наибольшая доля тех, кто хотел бы трудоустроиться во вновь возведенном курортном комплексе, была выявлена в Матласе и Мамисоне /69 проц и 57 проц/. Среди респондентов, которые хотели бы работать в туристическом центре, преобладают жители среднего и старшего возраста /60 и 66 проц/. В большей мере готовы к подобному трудоустройству опрошенные с невысоким уровнем материального положения.

Более половины тех, кто потенциально хотел бы работать в туристическом центре, готовы ради такого предложения сменить свое текущее место работы. Об этом уверенно сказали 48 проц опрошенных и еще 26 проц - "скорее готовы" так поступить. Наибольшая доля тех, кто готов поменять место работы – опять-таки в Матласе /89 проц/ и Мамисоне /92 проц/.

Исследование ВЦИОМ показало, что вопреки расхожему мнению, жители Кавказа не откажутся от работы в сервисных сферах. Так, поварами и официантами готовы работать 12 проц опрошенных, горничными и слесарями – 9 проц, спортивными инструкторами хотят быть 11 проц, гидами и аниматорами – 15 проц , еще 6 проц готовы заниматься любой работой в сфере гостеприимства, 20 проц видят себя в торговле.

Анализ данных в социально-демографическом срезе показал, что в наибольшей степени готовность работать в сфере гостеприимства и обслуживания гостей характерна для женщин, нежели для мужчин /27 проц против 13 проц/, а также для опрошенных старшей возрастной группы - от 45 лет /25 проц/. Чаще на это готовы опрошенные со средним и неполным средним образованием /26 проц и 38 проц соответственно/, а также те, кто дает своему материальному положению наиболее низкую оценку.

Участники опроса в целом нейтрально оценили возможные экологические последствия строительства курортного комплекса. В региональном срезе некоторую озабоченность такими последствиями проявили жители Лагонаки и Матласа. В Мамисоне, напротив, надеются, что с созданием курортов состояние окружающей среды улучшится. Ключевой мерой для обеспечения экологической безопасности при строительстве курорта, по мнению жителей, должно стать использование экологичных материалов, техники и технологий /59 проц/.

Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров считает, что результаты исследования "разбивают стереотипы относительно того, что Кавказ - это исключительно опасная территория, где ни о каком туризме не может быть и речи, и вложение туда денег - это бессмысленная их трата". "Исследование доказывает, что туристов на Кавказе ждут, что население Кавказа готово работать в индустрии гостеприимства, что национальность туристов не имеет никакого значения для местного населения", - подчеркнул он.

Он считает, что для специалистов в этих результатах "нет ничего неожиданного - все специалисты в курсе этого, просто это не известно широко общественному мнению".

"Факты таковы, что Кавказ - это трудоизбыточная территория, там существует большая безработица и большое желание значительной части людей работать на любой работе, которая будет им предложена. Если речь идет об индустрии гостеприимства, то есть работе в отелях, на курортах, на подъемниках - это для них лучше, потому что эта работа не связана с выездом за пределы своего постоянного места жительства:- не нужно ехать в Москву или Екатеринбург и становиться гастарбайтером. Можно работать там, где тебе все понятно, все знакомо", - комментирует Федоров.

По его мнению, нет ничего удивительного для специалистов и в том, что национальность туристов не имеет значения для жителей Северного Кавказа. "Кавказ - это во многом традиционалистское общество, где, несмотря на смешение наций, народностей, языков свято чтятся законы гостеприимства, и кто бы ни был гость, какой бы он ни был веры или национальности, происхождения, - он, в первую очередь, гость с большой буквы, и любой хозяин в лепешку расшибется, чтобы сделать ему все комфортно и приятно. И это - хорошее подспорье для развития туризма на Северном Кавказе", - сказал он.

По словам Федорова, "в обществе доминируют негативные стереотипы в отношении Кавказа, которые вызваны двумя вещами": "Первое - когда мы видим выходца из горного аула, который приезжает в Москву, чувствует себя здесь не в своей тарелке, не понимает, как себя вести и попадает зачастую в глупые ситуации. Второй стереотип - информационный, связанный с потоком информации о терактах и боевиках".

"Общественное мнение мыслит стереотипами, - заметил социолог. - В любом стереотипе есть толика правды, но эта толика раздувается обычно до таких масштабов, что правды в ней остается очень мало, и объективные факты игнорируются". Исследование ВЦИОМ, по его словам, показывает, что объективные факты выглядят иначе. "На Северном Кавказе есть спрос на рабочие места, в том числе, в индустрии гостеприимства, и если деньги туда пойдут, если объекты будут строиться, если народ начнет приезжать, то дефицита в рабочих руках и дефицита желания принимать гостей не будет. Наоборот, существует вакуум рабочих мест, и этот вакуум надо заполнять. Лучше будет, если они получат рабочие места по месту проживания, а не будут вынуждены приезжать в поисках рабочих мест в крупные города России", - заключил Федоров.

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
В других СМИ
Реклама
Загрузка...
Реклама