24 ноября 2016, 16:47

Перспективы открытия круизной линии на Черном море обсудили на турфоруме в Сочи

такой проект поможет развитию не только курортов Черноморского побережья, но и отечественного судоходства

СОЧИ, 24 ноября. /ТАСС/. Тема открытия круизного сообщения между портами Крыма и Сочи стала одной из основных на мероприятиях открывшегося в четверг в Сочи Международного туристского форума SIFT 2016. По словам помощника президента РФ Игоря Левитина, проект поможет развитию не только курортов Черноморского побережья, но и отечественного судоходства.

"Нам необходимо развивать свой круизный флот. На сегодня, вы, наверное, слышали, что было выступление представителя компании из Санкт-Петербурга, что они подготовили такой продукт, как "гостиница на воде", когда турист, не размещаясь в гостинице на берегу, живет на этом корабле и в течение семи дней проходит по всем маршрутам", - сказал сегодня Левитин на совещании по реализации поручений президента РФ в области туризма. По его словам, вслед за открытием круизов по маршруту Крым - Сочи в перспективе может возобновиться и скоростное сообщение.

Ранее в четверг ТАСС со ссылкой на губернатора Кубани сообщал, что власти региона рассчитывают на господдержку сообщения между Крымом и Сочи. Регулярная круизная линия вдоль побережья Черного моря может быть открыта уже весной 2017 года. На заседании президиума Госсовета 15 сентября президент РФ Владимир Путин поручил Министерству транспорта РФ рассмотреть возможность открытия регулярного авиационного и морского сообщения между Сочи и крымскими курортами.

Инвесторы: запуск круизной линии Крым - Сочи обойдется в 1 млрд рублей

Группа инвесторов разработала свой проект запуска круизной линии между портами Крыма и Сочи. По предварительным подсчетам, на приобретение морских судов, которые будут ходить под флагом РФ, потребуется порядка 1 млрд рублей, сообщил в интервью корр. ТАСС генеральный директор одной из компаний-организаторов морских круизов "Интермарин Круиз Ферри Менеджмент" Игорь Глухов.

"Для финансирования проекта предполагается привлечь кредитные и частные средства в размере до 1 млрд рублей на 10 лет. Если проект будет реализовываться на условиях государственно-частного партнерства или концессионного соглашения, то 20% этой суммы будут сразу вложены инвесторами, остальное - это деньги кредитные, взятые под госгарантии", - рассказал Глухов.

По его словам, для непосредственной работы по реализации проекта также планируется создание управляющей компании (рабочее название - "Морпасфлот"), которая будет являться дочерней структурой Минтранса Крыма и группы частных инвесторов. Когда будет сформирован устойчивый пассажиропоток и финансовые вложения начнут окупаться, инициаторы проекта планируют закупать новые круизные суда российского производства. "Если государство окажет необходимую поддержку частным компаниям, то реализация этого проекта начнется уже в следующем году", - отметил представитель компании.

На форуме ОНФ в Ялте 26 октября Владимир Путин заявил, что власти готовы поддержать частные инициативы по организации морских круизов через Крым.

На чем и куда поплывут туристы

В качестве пилотного судна для открытия круизной линии на вторичном рынке инвесторами подобран теплоход Ocean Gala, который уже совершает морские путешествия под флагами Багамских Островов и России. Вместимость судна - 1832 пассажира, на его борту 771 кают различных категорий, четыре ресторана, семь баров, зал для конференций, кинозал, бассейн, спортивный клуб, сауна, СПА, концертный зал и музыкальный салон.

Портом приписки лайнера будет порт Сочи, судно зарегистрируют в Российском международном реестре судоходства. "Для управления проектом будет создана управляющая компания "Морпасфлот", которая возьмет судно в лизинг на 10 лет по льготной ставке и будет заниматься всеми вопросами коммерческой эксплуатации линии", - сказал Глухов.

Круиз будет осуществляться по маршруту Сочи - Синоп - Севастополь - Ялта - Новороссийск - Сочи. В зимний период возможна его эксплуатация на круизном маршруте Сочи - Хайфа (Израиль) с заходами в порты Турции. Цена недельного путешествия с полным пансионом на теплоходе такого класса обойдется туристам в 20 тыс. рублей, что сравнимо и даже дешевле, чем неделя пляжного отдыха на черноморских курортах России.

Попытки возрождения Крымско-Кавказской линии

Усилия по возрождению некогда популярной у морских путешественников Крымско-Кавказской линии, в том числе с участием российский компаний, предпринимались с середины 90-х годов прошлого века. В 2013-2014 годах пассажирское судно "Адриана" под флагом островного государства Сенкт-Китс и Невис совершило 20 круизов с заходами в порты Крыма и Сочи. Проект закрылся в июле 2014 года по причине введения санкционного режима к портам Крыма и Севастополя.

"Одной из причин, почему не пошла "Адриана", было и то, что платежеспособность туристов из Украины оказалась намного ниже ожидаемой. Там, кроме инфраструктурных проблем, были проблемы с изменением расписания из-за крымских событий, которые привели к финансовым трудностям у фрахтователей судна", - пояснил генеральный директор компании "Интермарин Круиз Ферри Менеджмент".

По его словам, подобный неудачный опыт есть и у самих авторов нового проекта. Два года назад компания пыталась наладить сезонное круизное судоходство вдоль Черноморского побережья на комфортабельном пассажирском пароме "Изабелла 1" под флагом Белиза. После двух рейсов из Батуми по решению судовладельцев линия была закрыта по причинам невозможности заходов в порты Крыма и Одессы.

"В любом случае попытки частных компаний возродить Крымскую линию были обречены, потому что исторически, с середины XIX века эта линия была стратегическим проектом и осуществлялась при поддержке государства. В прошлом веке теплоходы, которые работали там, находились в госсобственности, а их рентабельность в советских реалиях была недостаточной", - считает собеседник ТАСС.

"Сейчас, с учетом того потенциала, который есть у Крыма и Сочи, мы не видим больших проблем ни с окупаемостью, ни с заполняемостью. Вопрос в том, как сделать так, чтобы этот проект работал большую часть года", - пояснил представитель группы инвесторов. По его словам, в межсезонье для стабильности линии могут потребоваться государственные субсидии.

Крымско-Кавказская линия работала до 1991 года

Крымско-Кавказская линия была открыта в 1859 году Русским обществом пароходов и торговли. Начало пассажирскому судоходству на Черном море было положено рейсами небольших почтово-пассажирских пароходов "Надежда" и "Одесса". К 1914 году между кавказскими и крымскими портами курсировали 10 морских судов общей вместимостью 1270 мест.

Особенную популярность линия получила в середине XX века. На линии работали легендарные теплоходы "Россия", "Украина", Победа", "Адмирал Нахимов", "Иван Франко", "Таджикистан", "Дмитрий Шостакович" и др. Перевозку пассажиров тогда считали не круизом, а "круговым рейсом". В 60-70-х годах прошлого века грузопассажирская Крымско-Кавказская линия обеспечивала пассажиру недельный круговой маршрут с комплексным тарифом, включавшим питание и концертно-развлекательную программу на борту и экскурсии в портах захода: Ялте, Туапсе, Новороссийске, Сочи, Сухуми, Поти и Батуми.

На круговых маршрутах в летний сезон работало свыше десяти судов на 6 тыс. каютных мест, перевозивших в год до 135 тыс. пассажиров, в том числе 17 тыс. иностранных туристов. Перевозки были убыточными из-за крайне низких цен на внутреннем рынке. Рентабельность поддерживалась за счет отфрахтовки новых советских судов зарубежными туристическими фирмами.

На 1 января 1988 года транспортный грузо-пассажирский флот Минморфлота СССР насчитывал 114 судов общей пассажировместимостью более чем 29 тыс. мест. Из них только на круизных линиях Черноморского морского пароходства (г. Одесса) работало 21 морское судно общей вместимостью 12 тыс. пассажиромест, обслуживающих 14 океанских и 20 внутренних линий.

В 1991 году после распада СССР и перехода Черноморского морского пароходства под юрисдикцию Украины Крымско-Кавказская линия прекратила свое существование.