Ученые обнаружили сильные магнитные аномалии около места падения метеорита Стерлитамак

23 июля 2014, 15:29 UTC+3 ЕКАТЕРИНБУРГ Георгий Летов
Группа исследователей в течение двух полевых сезонов изучала место падения железно-никелевого метеорита
Карта геомагнитных аномалий в районе падения метеорита

© Аркадий Овчаренко

ЕКАТЕРИНБУРГ, 23 июля. /Корр. ИТАР-ТАСС Георгий Летов/. Ученые обнаружили мощную магнитную аномалию в кратере падения метеорита Стерлитамак. Как сообщил ИТАР-ТАСС старший научный сотрудник института геофизики Уральского отделения РАН Аркадий Овчаренко, речь может идти о нескольких крупных осколках, весом десятки и даже сотни килограммов.

Группа ученых в течение двух полевых сезонов изучала место падения железно-никелевого метеорита. По словам Овчаренко, характер магнитных аномалий в отвалах указывает на то, что фрагменты не являются техногенным мусором, а могут быть "металлическими телами".

"После падения метеорита в 1990 году, на поле башкирского совхоза "Стерлитамакский" побывало много людей. В воронку набросали много металлического мусора. Первичный кратер к тому же раскопали экскаватором первые поисковики, при этом многочисленные осколки были рассеяны в трехметровом слое глины. В этих отвалах сейчас обнаруживаются магнитные аномалии, вероятно связанные с осколками метеорита. Мы эти места установили, фрагменты метеорита "замурованы" в плотную глину", - сказал ученый.

По его мнению, на глубине до 2,5 метров может находиться массивное тело. "Уточнить локализацию поможет индукционная электроразведка, но пока мы заняты плановыми научными исследованиями в других регионах и возможности детально изучить место падения метеорита нет", - сказал Овчаренко.

Массивный осколок, отметил ученый, находится в озере в глине, под двухметровой толщей воды. "Он может быть сопоставимым с самым большим из до сих пор найденных, который весит 315 килограммов. Вряд ли там лежит брошенная кем-то железка", - сказал специалист.

В поисках и раскопках "осколков-рекордсменов" ученые рассчитывают на квалифицированных энтузиастов и готовы предоставить им результаты своих исследований.

Падение метеорита Стерлитамак произошло 17 мая 1990 года в 20 километрах к западу от одноименного города в Башкирии. Всемирную известность болиду принесло то, что он стал вторым на планете после Сихотэ-Алинского (1947 год), когда падение и образование кратера произошли на глазах многих очевидцев. Возникший при соударении кратер первоначально имел глубину до 5 и ширину до 10 метров. Сейчас крупнейший осколок метеорита массой 315 килограммов, найденный через год после падения, находится в Музее археологии и этнографии Уфимского научного центра РАН.

Метеорит Стерлитамак состоит из железа (91,5 процента) и никеля (7,4 процента).