Уральские ученые исследуют загадочную яму под Нижним Тагилом

26 августа 2014, 10:29 UTC+3 ЕКАТЕРИНБУРГ Георгий Летов
В начале августа объект заметил во время полета на небольшой высоте один из местных пилотов
Пропустить рекламу
{{$root.cfg.modules.slider.galleryTable_1399776.stepNow *12 +1}} - 7 из {{$root.cfg.modules.slider.gallery_1399776.sliderLength-1}}
Так выглядит "странная" яма на местности. Белые сферы вокруг ямы – отражатели для сшивки сцен сканирования
© Фото предоставлено Институтом геофизики УрО РАН/Аркадий Овчаренко
Вид воронки сбоку, построенный в результате сшивки трех сцен сканирования. Объем воронки (от среднего уровня краев) составляет 11,05 кубических метров
© Фото предоставлено Институтом геофизики УрО РАН/Аркадий Овчаренко
Цвето-тоновая карта магнитного поля воронки в радиусе 25 метров. Данные показывают, что яма является немагнитным объектом в слабомагнитной среде
© Фото предоставлено Институтом геофизики УрО РАН/Аркадий Овчаренко
Цветотоновая карта магнитного поля воронки в радиусе 25 метров. Кроме собственно воронки, в структуре поля проявляется объект радиусом 17- 20 метров и отдельные отрицательные магнитные аномалии
Трехмерная блок-диаграмма поверхности
© Фото предоставлено Институтом геофизики УрО РАН/Аркадий Овчаренко
Самолет М-12 "Касатик", с которого пилот Виктор Ижетников обнаружил данное явление. Яма может быть обнаружена только с воздуха, поскольку в густой высокой траве не видна с расстояния 10-15 метров
1
...
{{item.num+1}}
...
{{$root.cfg.modules.slider['gallery_1399776'].sliderLength - 1}}
+
Трехмерная блок-диаграмма поверхности
© Фото предоставлено Институтом геофизики УрО РАН/Аркадий Овчаренко

ЕКАТЕРИНБУРГ, 26 августа. /Корр. ИТАР-ТАСС Георгий Летов/. Яма, имеющая форму идеальной полусферы, обнаружена в заброшенном поле под Нижним Тагилом. Как сообщил ИТАР-ТАСС исследователь, старший научный сотрудник института геофизики Уральского отделения РАН Аркадий Овчаренко, объект первым заметил во время полета на небольшой высоте местный пилот Виктор Ижетников в начале августа. О своей находке он сообщил ученым, предоставив координаты места (с поверхности в густой высокой траве яму практически не видно).

Объект, по словам специалистов, расположен в обширном поле, сельскохозяйственные работы на котором не ведутся уже два года. Из воронки нет никаких выбросов, поблизости не наблюдается следов антропогенной деятельности. Яма имеет глубину около 2,3 метра и диаметр около трех метров.

При анализах ученые использовали высокочувствительный магнитометр с системой привязки дециметровой точности и другое оборудование. Исследование состояло в фотографировании, определении точных координат, магнитной съемке в радиусе 25 метров и более, трехмерном лазерном сканировании и обмерных работах, выполнении вертикальных электрических зондирований, электрическом профилировании через объект и в стороне от него.

"Яма могла появиться в результате относительно быстрой просадки, связанной, вероятно, с суффозией (вынос мелких минеральных частиц породы фильтрующейся через нее водой) или карстовыми процессами, и существованием на глубине свыше 16 метров обширной каверны. Она, возможно, явилась причиной финальной просадки", - сказал Овчаренко.

Подобные процессы в регионе ранее никогда не наблюдались, отметил геофизик. Сам факт появления ямы может потребовать масштабного пересмотра надежности инженерно-геологических изысканий объектов и сооружений в индустриально насыщенном регионе.

Подобные объекты появлялись в разных точках планеты - Аргентине, Гватемале, в США, вблизи археологического памятника Стоунхендж в Англии и в других местах. Все эти находки отличают удаленность от жилья, ровные стенки сферической или цилиндрической формы, а также полное отсутствие воздействия человека - обычно за короткий срок практически бесследно исчезает большая масса почвы.