Западная Сибирь 60 тысяч лет назад была гибридом саванны и якутской лесотундры

11 ноября 2014, 13:18 UTC+3 ЕКАТЕРИНБУРГ ЕКАТЕРИНБУРГ 11, ноября. /Корр.ТАСС

Ученые выяснили, что климат был теплым, а флора и фауна изобильными

Древние наскальные рисунки в Сибири

© ИТАР-ТАСС

ЕКАТЕРИНБУРГ, 11 ноября. /Корр.ТАСС/. Ученые реконструировали климат, растительность и животный мир, какие окружали первых людей около 60 тысяч лет назад на территории нынешней Западной Сибири. Как рассказал ТАСС заведующий лабораторией палеоэкологии Института экологии растений и животных Уральского отделения РАН Павел Косинцев, природная среда представляла собой уникальный гибрид Африки и Якутии. "Даже сложно подобрать современный аналог той природной среде. Это было нечто среднее между нынешними саваннами Африки и лесотундрой Якутии. Некий гибрид, который не найти в современной природе", - говорит ученый.

Период, когда современный человек заселил Западную Сибирь - от 60 до 30 тысяч лет назад - отличался относительно благоприятными условиями. Климат был теплым, несмотря на то, что этот промежуток относится к так называемому позднему плейстоценовому ледниковому периоду.

По словам исследователя, работы продолжались три года - ученые собирали на берегах реки Иртыш из отложений ископаемые остатки млекопитающих, растений, насекомых, птиц и рыб.

"Мы собрали очень большие коллекции ископаемых по млекопитающим, растениям и насекомым. Наши сотрудники изучили эти остатки, и в результате удалось определить в общем виде характеристику той среды", - говорит Косинцев.

Экосистемы обладали высокой биологической продуктивностью. В основном преобладала травянистая растительность, близкая к современной степной, с множеством злаков, а деревьев было немного. Там в изобилии обитали различные животные – грызуны, лошади, бизоны, носороги, мамонты, сайгаки, северные олени, овцебыки, зайцы. Впервые так далеко на севере были найдены остатки носорога-эласмотерия. Присутствовали и хищники: пещерный лев, бурый медведь, волк, росомаха и песец. "Доминирующими видами, судя по всему, были лошадь и северный олень. Их костей было обнаружено больше всего. Третьим по численности, вероятно, был первобытный бизон. Многочисленной была популяция и шерстистого носорога", - рассказал Косинцев.

Ученым удалось получить самую крупную в России палеонтологическую коллекцию остатков животных, состоящую из около десяти тысяч костей. "Важно, что эти кости собраны с небольшого локального участка. Это позволило узнать, какой была природная обстановка именно в этом конкретном месте. При таких условиях нам не потребовалось прибегать к компиляции разрозненных данных", - отмечает Косинцев.

Исследования проводились в составе международной группы ученых, которая расшифровала геном человека, жившего около 45 тысяч лет назад в Западной Сибири. ДНК была выделена из фрагмента бедренной кости древнего человека, найденного вместе с останками других млекопитающих на берегу реки Иртыш в 150 км от Тобольска, в селе Усть-Ишим Омской области. Вклад в общее дело уральских ученых заключался в том, что они дополнили данные генетиков информацией о среде обитания человека того времени. Итоги масштабного исследования так называемого “Человека Усть-ишимского” опубликованы в конце октября на страницах журнала "Nature".