Уральский ученый вошел в почетный список "Нейчур" за исследование Чебаркульского метеорита

19 декабря 2013, 12:57 UTC+3 МОСКВА

Событие, сделавшее 2013 год особым для Виктора Гроховского, "буквально свалилось людям на голову", пишет авторитетный научный журнал

Доцент Физико-технологического института Уральского федерального университета, член комитета Российской академии наук по метеоритам Виктор Гроховский с фрагментом метеорита Чебаркуль в руке

© Павел Мальцев

МОСКВА, 19 декабря. /ИТАР-ТАСС/. Российский ученый и преподаватель включен в почетный "список 10 человек, сыгравших роль в развитии науки в 2013 году" одного из самых авторитетных научных журналов мира, "Нейчур". Доцент Физико-технологического института Уральского федерального университета, член комитета Российской академии наук по метеоритам Виктор Гроховский прославился благодаря изучению метеорита, упавшего 15 февраля в Челябинской области.

"Событие, сделавшее 2013 год особым для Виктора Гроховского, буквально свалилось людям на голову, - пишет журнал "Нейчур" /Nature/. - Мощный метеорит, упавший 15 февраля, подобрался к нашей планете с недоступной для наблюдения с Земли в телескоп стороны и застал астрономов врасплох… Два дня спустя Гроховский оперативно вычислил траекторию метеорита и места падения его частей, а затем возглавил экспедицию, которая собрала более 700 осколков метеорита… Несколько позже была сделана самая ценная находка: большая полынья во льду озера близ Челябинска, оказавшаяся на пути траектории, подсказала Гроховскому, что сюда упал крупнейший осколок. Оттуда, со дна, водолазы и подняли в октябре камень весом в 570 кг".

"Членам метеоритной экспедиции, которой уже более 25 лет руководит Виктор Гроховский, - сообщили в пресс-службе УрФУ, - удалось первыми обнаружить фрагменты упавшего вещества и доставить их в Екатеринбург. Прямая трансляция из лаборатории научно-исследовательского центра "Нанотех" УрФУ собрала в ночь с 17 на 18 февраля несколько тысяч зрителей по всему миру - ученые университета впервые продемонстрировали обломки метеорита и сделали вывод о типе упавшего космического тела (обыкновенный хондрит) и его составе".

В список журнала "Нейчур" 2013 года включен также биолог Шухрат Миталипов, работающий в США, как и его коллеги Фэн Чжан и Дебора Персо. В этом же списке китайский вирусолог Хуалань Чень, швейцарский астроном Мишель Майор, американский антрополог Кэтрин Клэнси и английский физик Генри Снейт. Кроме научных работников, в список вошли научный консультант американского Союза гражданских свобод Таня Симончелли и филиппинский дипломат Надерев Сано.

История Чебаркульского метеорита

Чебаркульский метеорит диаметром около 17 метров вошел в земную атмосферу и распался на большое количество фрагментов, основная часть которых упала на территорию Челябинской области.

ИТАР-ТАСС

По словам астрономов, он стал самым крупным небесным телом, упавшим на Землю со времен Тунгусского метеорита в 1908 году. Ударной волной было частично разрушено наружное остекление более чем в 4,7 тыс. жилых зданиях и учреждениях.

Метеоритный дождь наблюдали жители пяти регионов России - Тюменской, Свердловской, Челябинской, Курганской областей и Башкирии. Изучив обломки Чебаркульского метеорита и видеозаписи их падения на Землю, ученые установили, что объект массой около 11 тонн вошел в атмосферу нашей планеты на скорости 19 км/сек.

Самый крупный осколок метеорита массой около 600 кг, поднятый со дна озера Чебаркуль, доступен посетителям Челябинского государственного краеведческого музея.