18 июля 2016, 16:48
Символы новых купюр

"Владивосток две тыщи": Илья Лагутенко о том, превратится ли его песня в купюру

Илья Лагутенко. Юрий Смитюк/ ТАСС
Илья Лагутенко

Лидер группы "Мумий Тролль" Илья Лагутенко и литературный критик Константин Мильчин в два голоса рассказали об уникальном шансе - благодаря конкурсу ЦБ превратить хорошую песню в красивую банкноту

Банк России продолжает конкурс по определению дизайна новых купюр в 200 и 2000 рублей. Не удивительно, что победителем конкурса многие хотят видеть Владивосток. Удивительно, что кроме очевидной красоты новых символов города – таких, как мосты через бухту Золотой рог и на остров Русский, - среди аргументов звучит возможность вложить новый смысл в известную песню группы "Мумий Тролль" "Владивосток 2000". 

В рамках проекта ТАСС, посвященного конкурсу ЦБ, литературный критик Константин Мильчин при поддержке Ильи Лагутенко рассуждает о иррациональности выбора, пользе голосования сердцем и других аргументах в пользу города "где pельсы вылезали из кармана страны".

"Кажется, 77 из 85 регионов хотят попасть на купюры. Может уж больше. Почему тогда Владивосток? Во-первых, шанс его увидеть кроме как на купюре есть не у каждого: очень далеко и дорого, 8 часов и 22 тысячи рублей минимум. Можно ровно неделю ехать на поезде, удовольствие изрядное, но сомнительное.

У нас во Владивостоке люди с юмором. Своим, особенным. Понравилось им словосочетание и контекст, вот и начали они эту кампанию. Что сказать - фантастика просто
Илья Лагутенко

Еще во Владивостоке заканчивается Трансиб. Во Владивостоке самые вкусные суши в России. Во Владивостоке есть залив Золотой Рог и пролив Босфор, то есть это наш Стамбул, который всегда наш, вне зависимости от отношений с турецким правительством.

И над ним не нужно воздвигать крест и прибивать к вратам щит. Кресты поставлены, щиты развешаны, через Золотой Рог и Босфор перекинуты мосты, которые строили всей страной к Тихоокеанскому саммиту.

Мосты стоят до сих пор, красоты необыкновенной, подъездные пути к ним сделаны столь умело, что для того чтобы попасть на мост, нужно минут десять ехать в противоположную от него сторону. Кстати, да: во Владивостоке живут прекрасные люди и отвратительно устроено передвижение по городу: постоянные пробки и слабо развит жанр тротуара.  

Забавно, что песня зажила своей, непредсказуемой жизнью. Я не думал, что она даже 2000-й год переживет. Тогда, в 1997-м она нам казалось самой слабой на альбоме. Но, может, слова песни людей задели. «Владивосток 2000» - вполне себе отчет о городской жизни недалеких 90-х, близкий, узнаваемый. И все мечтают о «временах почище», так уж мы устроены
Илья Лагутенко

Владивосток хоть и не город воинской славы, но зато главная база Тихоокеанского флота. Ему обещали именной корабль, первый из двух построенных французами десантных Мистралей. Но в итоге несостоявшийся "Владивосток" теперь называется "Гамаль Абдель Насер" и будет ходить по морям под египетским флагом. "Отберите орден у Насера", отдайте купюру Владивостоку.

Впрочем, это все относительно логичные аргументы – география, история, современность. Каждый регион найдет в свою пользу десяток подобных. Но все же выбор очевиден и голосовать нужно не логикой, а сердцем. Потому что вся Россия и так знает, что Владивосток - это "две тыщи". Те, кто там был, и кто никогда не был, кто слышал об этом городе и кто не слышал.

А знаешь, если бы мне дали право выбирать, что будет на купюре, я бы не мост нарисовал, а туман на море. Когда в него попадаешь, вокруг сплошная неизвестность. Как и с курсом рубля.
Илья Лагутенко

Об этом Илья Лагутенко спел в 1997 году и продолжает петь с тех пор. Это самая народная, самая ритмичная, самая узнаваемая, самая нелогичная и самая крутая песня "Мумий Тролля", а возможно и всей русской музыки после 1991 года.

Если вам меньше 45, то вы наверняка хоть раз подпевали на концерте или радиоприемнику, прыгали под нее на корпоративе. Так зачем же сопротивляться очевидному? В конце концов у нас есть уникальный шанс обогнать весь мир. На купюры и монеты попадали короли, императоры, президенты, генералы, писатели, поэты, художники, ученые, растения, животные, города, реки, мосты, даже сказочные персонажи. Но еще ни разу на купюры не попадала песня.

И теперь, впервые, строчка из совершенной песни может воплотиться в купюре. Ничего удивительнее быть не может».