23 января 2017, 10:26
ЧМ-2018 по футболу

Дешево летать в Европу через Калининград: когда это случится

Виталий Невар/ ТАСС
Тысячи россиян для дешевых стыковочных полетов по Европе и миру пользуются аэропортами Риги, Вильнюса и Варшавы. Почему это место не может занять Калининград, разбирался корреспондент ТАСС

23 января глава Росавиации Александр Нерадько проводит в Калининграде совещание по вопросам развития аэропорта Храброво. Его затянувшаяся реконструкция грозит практически прекратить авиационное сообщение Калининграда с остальной территорией России и мешает развитию аэропорта как регионального авиационного хаба.

При том что правительство России приняло достаточно мер, чтобы Калининград составил серьезную конкуренцию другим аэропортам региона в приеме транзитных транспортных и пассажирских рейсов.

Аэропорт Храброво

Международный аэропорт Храброво расположен в 20 км от Калининграда, рядом с одноименным поселком. Полеты из него осуществляют восемь авиакомпаний по семи направлениям. Регулярные рейсы связывают Калининград, в частности, с Москвой, Санкт-Петербургом, Череповцом, Минском и Ташкентом.

По итогам 2016 года Храброво обслужило 1,57 млн человек, что на 1,85% больше, чем в 2015 году, сообщил ТАСС генеральный директор Храброво Александр Корытный. Подавляющая часть из них — 1,5 млн — пассажиры внутрироссийских линий. Перевозки на международных направлениях снизились по итогам 2016 года на 57,16%. Причиной стала прежде всего отмена авиасообщения с Украиной, прекращение чартерных полетов в Турцию и Египет. 

Именно с этой целью в 2015 году Минтранс России ввел для Храброво режима "открытого неба". Он снимает ограничения по полетам в Калининград для всех иностранных авиакомпаний, кроме транзита по транссибирским маршрутам. Они могут забирать здесь пассажиров, грузы и почту не только для своих, но и для третьих стран, и по той же схеме доставлять их в Калининград — так называемая пятая степень свободы воздуха. Режим вводился до осени 2016 года, но это не принесло ощутимых результатов, и он был продлен на 2017 год.

"Открытое небо" без результата

"За два предыдущих года ни одна авиакомпания не воспользовалась этой возможностью по многим факторам. В основном из-за реконструкции взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэропорта", — констатировал в разговоре с ТАСС генеральный директор Храброво Александр Корытный.   

В связи с реконструкцией и укреплением ВПП Храброво не принимает и не отправляет самолеты в ночные часы. Аэровокзал ежедневно закрывается в 23.30 и открывается в 04.30. Эти перерывы и становятся основным препятствием для реализации в полной мере режима "открытого неба", согласен врио губернатора области Антон Алиханов.

Тенденция такова, что большинство иностранных авиакомпаний заинтересованы преимущественно в ночных рейсах. В силу того, что мы ускоренными темпами ведем работы по реконструкции ВПП, пока ночное время для авиакомпаний мы предоставить не можем
Антон Алиханов
Врио губернатора Калининградской области

"Тенденция такова, что большинство иностранных авиакомпаний заинтересованы преимущественно в ночных рейсах. В силу того что мы ускоренными темпами ведем работы по реконструкции ВПП, пока ночное время для авиакомпаний мы предоставить не можем", — отметил он. 

При этом Алиханов заметил, что использование особого режима аэропорта иностранными компаниями является ближайшей перспективой. Первым зарубежным перевозчиком, который воспользуется режимом "открытого неба" в Храброво, может стать польская авиакомпания LOT, которая в ноябре прошлого года заявила о намерении возобновить выполнение прямых рейсов из Калининграда в Варшаву и оттуда в другие страны Европы уже предстоящим летом. "Авиакомпания LOT готова перестроить свою сетку и предложить своим пассажирам не только ночные рейсы. К сожалению, большинство компаний пока к таким шагам не готово", — констатировал глава области.

Калининград — Варшава за 60 минут

По заявлению представителя LOT Петра Хвазика, авиакомпания планирует выполнение прямых рейсов из Калининграда в Варшаву и оттуда более чем в 60 городов Центральной, Западной и Восточной Европы с периодичностью до пяти раз в неделю. Перелет из Калининграда займет около часа. Сетка движения воздушных судов будет рассчитываться так, чтобы пассажиры, планирующие продолжить перелет из Варшавы в другие европейские города, проводили в транзитном аэропорту не более 40–50 минут. Компания также видит перспективы в обслуживании рейсов с туристами на калининградском направлении на период чемпионата мира по футболу 2018 года.

"Мы благодарны LOT, что они проявили гибкость и смогли провести внутренние трансформации, предложив нам не только ночные рейсы", — сказал Антон Алиханов, уточнив, что, по данным Храброво, польская компания планирует начать выполнение рейсов в июне-июле текущего года. "У калининградцев появится возможность выбора. Чем больше он будет, тем лучше, потому что монополия в организации авиаперевозок, особенно для Калининграда, большой пользы не приносит и принести не может. Конкуренция способна увеличить предложение, а значит, обеспечить и снижение цены на авиабилеты ", — отметил он.

"Мы максимально будем приветствовать и способствовать тому, чтобы к нам, в наш аэропорт, приходили другие перевозчики, разные, в том числе и дискаунтеры, и увеличивали количество направлений, по которым калининградцы смогут улететь из Храброво, — добавил глава региона. — Повышение транспортной связанности региона с другими городами и странами, развитие транспортной инфраструктуры приоритетно и возможно уже в ближайшей перспективе".

Также он отметил, что для области представляет интерес привлечение на местный рынок авиаперевозок бюджетных авиакомпаний — лоукостеров. "Пока называть конкретные авиакомпании я бы не стал, но, честно говоря, мне бы хотелось вернуться к переговорам с лоукостерами, будь то "Победа" или, может быть, какие-то другие компании... Лететь из Калининграда до той же Москвы не так долго, 1 час 15 минут — 1 час 20 минут, и в принципе вполне можно выдержать эти перелеты в условиях, какие предоставляют лоукостеры", — заметил он.

Авиационный хаб

В перспективе, по словам Алиханова, не снимается вопрос создания на базе калининградского аэропорта авиационного хаба, однако участие регионального бюджета в решении этой задачи, по его словам, самый последний из возможных вариантов. "Об этом можно будет говорить, если у нас появится якорная компания, которая сделает Храброво таким хабом", — сказал он, заметив, что это может быть либо отечественный, например компания "Победа", либо зарубежный дискаунтер.

"Есть, конечно, мечты создать регионального авиаперевозчика, но я не берусь давать обещаний, так как регион сейчас не готов вкладывать средства в создание региональной авиакомпании. Мы понимаем, что цена самолетов и даже лизинговых платежей достаточно высока", — отметил он, добавив, что к этому вопросу уже проявляют интерес потенциальные инвесторы, но "пока это очень предварительные обсуждения". 

С 2002-го по 2009 год примерно такие функции выполняла местная авиакомпания "КД авиа". Однако в 2009 году Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта авиакомпании, а позже она была признана банкротом.

Реконструкция аэропорта

В 2013 году была начата реконструкция Храброво в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года. Реконструируется и здание аэровокзала (его пропускная способность должна увеличиться почти до 2 тыс. человек в час и 3,5 млн в год), и взлетно-посадочная полоса.

Аэровокзал должен быть реконструирован до апреля 2017 года, финальная сдача аэропорта под ключ намечена на март 2018 года. Реконструкция ВПП аэропорта предполагает ее удлинение с 2,5 км до 3,3 км, что позволит принимать здесь все типы воздушных судов, строительство скоростной рулежной дорожки и т.д.

Но реконструкция идет с отставанием от графика. Как пояснили в дирекции Храброво, отставание от графика в части реконструкции аэровокзального комплекса было связано том числе и со сменой собственника. Кроме того, недовольное ходом работ правительство в 2016 году меняло генподрядчика реконструкции ВПП.

Сокращение рейсов недопустимо

"Аэровокзальный комплекс будет завершен точно в срок, у нас есть график, которого мы придерживаемся. Работы ведутся постоянно в несколько смен", — отметил врио губернатора области Антон Алиханов. 

Когда ты прилетаешь в Калининград, ты не должен видеть сарай с текущей крышей и старые ленты раздачи багажа, неработающие кондиционеры и все то, к чему мы уже привыкли. Сколько бы ты ни посетил старинных зданий, сколько бы раз ни побывал бы на Куршской косе, на берегу Балтики, как бы ни восхищался природой, все равно твое последнее впечатление — это аэропорт
Антон Алиханов
Врио губернатора Калининградской области

"Не секрет, что работы (по ВПП. — Прим. ТАСС) не велись длительное время и даже практически полностью остановились. Это означает, что если мы хотим успеть к ЧМ-2018, то "технологические окна", в ходе которых не должны осуществляться перелеты, а производиться работы, будут увеличиваться. Для нас очень важно, чтобы из-за увеличения "технологических окон" не произошло снижения транспортной доступности как для въезжающих, так и выезжающих из Калининградской области", — подчеркнул он. И добавил, что областные власти могут обратиться в правительство РФ с просьбой о помощи в переговорах с авиакомпаниями для сохранения интенсивности авиаперевозок. "Мы не можем себя поставить в ситуацию, когда у нас — условно — вместо восьми рейсов в день будет три. Такая ситуация недопустима, особенно с учетом растущего интереса к Калининграду и большой востребованности нашего калининградского направления, в том числе в рамках внутреннего туризма", — отметил он.

При этом нынешнее состоянии ВПП вызывает вопросы. 3 января 2017 года аэропорт столкнулся с проблемой задержки авиарейсов из-за выкатившегося за пределы ВПП самолета "Аэрофлота" Airbus A321. Самолет "Аэрофлота" выкатился на 5 м за пределы ВПП, у него подломилась передняя стойка шасси. Никто не пострадал. 

В дирекции аэропорта отметили, что инцидент не связан с состоянием ВПП аэропорта. Однако в Северо-Западном следственном управлении на транспорте СК РФ, которое расследует ЧП, еще рассматривают эту версию среди возможных причин аварии.

Все эти проблемы будет рассмотрены на совещании с участием руководства Росавиации и всех заинтересованных структур. По словам главы области, "аэропорт для региона крайне важен — это единственный путь без визы добраться из области до основной территории РФ. Это важно со всех точек зрения".

Алиханов подчеркнул, что для многих Храброво — первое и последнее впечатление об области, и оно должно быть положительным. "Когда ты прилетаешь в Калининград, ты не должен видеть сарай с текущей крышей и старые ленты раздачи багажа, неработающие кондиционеры и все то, к чему мы уже привыкли. Сколько бы ты ни посетил старинных зданий, сколько бы раз ни побывал бы на Куршской косе, на берегу Балтики, как бы ни восхищался природой, все равно твое последнее впечатление — это аэропорт. Поэтому он должен принять и проводить гостя достойно", — уверен глава региона.