Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Минприроды сократило проект развития Байкала до одной экологической составляющей

27 апреля, 19:15 UTC+3 ИРКУТСК ИРКУТСК 27, апреля. /ТАСС

Из проекта были исключены все блоки по социально-экономическому развитию территории

Поделиться
Материал из 1 страницы

ИРКУТСК, 27 апреля. /ТАСС/. Минприроды РФ кардинально изменило паспорт приоритетного проекта "Байкал: великое озеро великой страны" (БВОВС), исключив из него все блоки по социально-экономическому развитию территории, сообщил ТАСС начальник управления Аналитического центра (АЦ) при правительстве РФ Денис Ершов.

Паспорт проекта был подготовлен специалистами АЦ, представителями правительства Иркутской области и Бурятии, а также различных ведомств и широкого круга экспертов и представлен в Минприроды.

"В свою очередь, министерство направило проект паспорта в аппарат правительства РФ и совет президента по стратегическому развитию и приоритетным проектам, а также во все заинтересованные ведомства для согласования и получения замечаний. Документ был направлен во все эти структуры в несколько ином виде - все предложения по формированию бизнес-климата, организации туризма на Байкале и созданию соответствующей инфраструктуры из него были исключены", - сказал он.

Ершов напомнил, что президент РФ Владимир Путин ранее поставил задачу подготовить социально-экономический экологоориентированный проект развития Байкальской природной территории на принципах устойчивого развития.

Предполагалось, что он заменит действующую федеральную программу по охране озера Байкал, которая была ранее признана неэффективной, однако в предложенной Минприроды версии новый проект фактически является ее клоном, отмечает он. По прогнозам эксперта АЦ, паспорт проекта получит негативный отзыв и будет оправлен на доработку.

"Надеемся, что второй вариант будет больше соответствовать формату приоритетного проекта, который призван объединить наиболее эффективные меры разных госпрограмм. В окончательном виде документ должен быть принят к 1 июля 2017 года", - добавил он.

Дешево, но не сердито

По словам эксперта, сведение документа исключительно до экологической составляющей позволит сэкономить бюджетные средства, но только в среднесрочной перспективе, и не решит коренным образом самих экологических проблем Байкала, которые во многом связаны с организацией туристического потока (сейчас при серьезном увеличении он все еще имеет стихийный характер).

"Комплексное развитие Байкальской природной территории (БПТ) как раз может показать пример того, как развитие туризма и предпринимательства генерирует средства на природоохранные мероприятия. Это мировой опыт, подтвержденный десятилетиями - в местах, где проживает население и которые посещают туристы, заниматься вопросами экологии в отрыве от экономики просто невозможно. Вешать все расходы исключительно на бюджет - это "вчерашний день", но для того, чтобы система государственно-частного партнерства все-таки заработала, в этом направлении государство должно создать определенные условия, которые и были прописаны в проекте", - пояснил Ершов.

Именно комплексный подход к приоритетному проекту был поддержан профильным комитетом на недавнем заседании в Госдуме, рекомендовавшем придерживать его "не только на этапе представлении проекта в правительство РФ, но и на этапе реализации", говорится в резолюции (имеется в распоряжении ТАСС).

"Уникальный", но не "великий"

Минприроды РФ радикальным образом изменило не только содержание, но название проекта.

В нынешнем виде документ (имеется в распоряжении ТАСС) озаглавлен как "Уникальный Байкал".

В нем остаются статьи по предотвращению загрязнения БПТ (около 93 млрд рублей, включая 9 млрд внебюджетных источников и 13,2 млрд - от регионов, остальное - федеральный бюджет), восстановлению биоразнообразия Байкала (42,6 млрд рублей, в том числе по 5 млрд рублей - за счет субъектов РФ и из внебюджетных источников), ликвидации накопленного вреда (48,7 млрд рублей; пропорции по софинансированию не указаны), исследованию и мониторингу Байкала (2,4 млрд рублей из федерального бюджета).

Из проекта исчезли меры по улучшению бизнес-климата в окрестностях Байкала, перечень планируемых к реализации проектов государственно-частного партнерства, в том числе на особо охраняемых природных территориях (ООПТ), перечень опорных зон для развития, проекты по "зеленой экономике", планы по развитию транспортной инфраструктуры (включая строительство нового аэропорта Иркутск и создание сети портов и причалов на Байкале) и развитию туризма.

Экологичность турпотоков

Наиболее значимым с экологической точки зрения в паспорте проекта был раздел об управлении туристическими потоками, отметил член рабочей группы по проекту БВОВС, директор туроператора "Байкалов" Анатолий Казакевич.

"Мы долго изучали турпоток, и пришли к тому, что его нужно локализовать недалеко от аэропорта Иркутска и постараться сделать так, чтоб турист в течение всего тура проехал как можно меньше километров. Это дает экономию средств, делая продукт более конкурентоспособным, и снижает экологическую нагрузку. Стратегическая задача - сделать так, чтобы на особо охраняемых территориях люди находились как можно меньше. Основной поток нужно пускать там, где есть асфальт, там где его нет, нужно создавать маршруты, но не инфраструктуру", - пояснил Казакевич ТАСС.

По его словам, основываясь на этом принципе, эксперты выделили семь основных маршрутов на Байкале, которые, в том числе, работали бы на объединении территорий побережья, относящихся к разным субъектам - Бурятии и Иркутской области. "Сейчас многие правила нахождения на ООПТ не соблюдаются. Одним надзором "кнутом" этого не реализовать. Туристов необходимо куда-то направить, но направляются они не штрафами и регламентами, а инфраструктурой", - добавил эксперт.

По его словам, основным преимуществом нового госпроекта в том виде, в котором он был предложен изначально, была опора на принципы устойчивого развития - баланс между экономикой, экологией и вовлечением в процесс развития территории местного населения.

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама