ТАСС, 28 ноября. Эксперты в регионах России по-разному оценивают запрет на использование автобусов старше 10 лет для перевозки организованных групп детей, который должен вступить в силу с 1 января 2018 года. Они рассказали ТАСС, почему безопасность автобуса не всегда определяется его возрастом, где детям придется ходить пешком и на чем их возят сегодня.
Правила организованных перевозок групп детей на автобусах действуют с 2013 года, они касаются автобусов, не относящихся к маршрутным. Запрет на использование автобусов старше 10 лет должен был вступить в силу еще с января 2017 года, но сроки неоднократно переносились, чтобы перевозчики, учебные заведения и турагентства подготовились к изменениям и в случае необходимости обновили автобусный парк или сменили партнеров по перевозкам.
По дорогам ездят "сборные конструкции"
Сотрудники ГИБДД регулярно фиксируют множество нарушений, связанных с технической неисправностью транспортных средств, поэтому грядущие изменения в ведомстве оценивают позитивно.
По словам заместителя начальника ГИБДД управления МВД по Саратову Юрия Носова, техническое состояние автобусов они проверяют регулярно.
"К сожалению, иногда автобусы выходят на линию, хотя у них не горят фары, не работают двери, есть проблемы с тормозами. Такие случаи могут спровоцировать ДТП", — пояснил Носов.
Важно состояние, а не возраст
Перевозчики называют возраст машины формальным критерием, отмечая, что 10-летние автобусы разных производителей могут сильно отличаться друг от друга по своему состоянию.
"20-летний европейский автобус может находиться в гораздо лучшем состоянии, чем пятилетний китайский автобус. Это совершенно формальный признак, который ни на что не влияет, но для многих регионов этот формальный признак является заградительным. Есть ряд регионов, где буквально два-три автобуса моложе 10 лет. И это значит, что ни один школьник не сможет выехать ни на экскурсию, ни в цирк, ни в театр, ни на губернаторскую елку", — говорит исполнительный директор петербургской туристической компании "Невские сезоны" Кирилл Соколов.
"Дело все же не только в сроке эксплуатации, потому что есть автобусы-иномарки, которым 10 лет, но они в том состоянии, в котором многие отечественные автобусы могут не быть. Качественно изготовленный транспорт служит дольше, и он более безопасный, там предусмотрено все для безопасности пассажиров. Если взять определенный автобус отечественного производства, то с ним и через три года начинаются проблемы, а иностранный автобус и через 10 лет и дольше будет ездить нормально", — говорит директор кисловодской "Автоколонны 1721" Шамиль Касымов.
Парк обновили не везде
Директор сочинской турфирмы "Аэлита" Александра Сердюченко уверена, что в городе сложностей с реализацией нового закона не возникнет. "У нас в Сочи эта проблема решена, у нас много новых машин появилось к Олимпиаде, и они пока еще есть в ближайшие 6 лет", — говорит она.
В пресс-службе Всероссийского детского центра (ВДЦ) "Океан" в Приморском крае также отмечают, что никаких проблем с нового года не будет, поскольку собственный автобусный парк соответствует меняющимся требованиям. Автобусы начали менять еще 4 года назад после утверждения новых правил организованной перевозки детей на автобусах. "В ВДЦ "Океан" разработана дорожная карта по замене автобусного парка, предусмотрены бюджетные средства, и в течение нескольких лет в плановом порядке парк был обновлен", — сообщили в детском центре.
А вот туриндустрия Золотого кольца не готова к нововведению, считает руководитель отдела приема ярославской туркомпании "Яроблтур" Надежда Ловцова. У местных перевозчиков просто нет денег, чтобы обновить парк автобусов, говорит она, добавляя: "Будем школьные группы пешком водить".
"Компромисс я вижу в том, чтобы правило по автобусам моложе 10 лет применялось только к дальним перевозкам. Но не здесь, не в районе Золотого кольца, когда у нас из Ярославля идут в основном радиальные маршруты по 150 км, до Москвы – 250 км. Например, можно ввести ограничение для автобусов, перемещающихся на расстояние свыше 300 км. Но радиальные маршруты, я считаю, вполне можно осуществлять автобусами старше 10 лет", — говорит Ловцова.
Частично обновились
Эксперты говорят, что запрет может в дальнейшем распространиться и на школьные автобусы. Здесь ситуация в регионах также разнится – от готовых к изменениям уже сейчас до признающихся, что на обновление потребуется несколько лет.
В Сахалинской области все автобусы, которые подвозят детей в школу, моложе 10 лет, сообщили в Министерстве образования области. Обновление школьного автобусного парка проходило в рамках региональной программы и было завершено в ноябре 2017 года. В Омской области ни один из 500 школьных автобусов не старше 10 лет – с 2015 года автопарк здесь пополнился 95 новыми автобусами, последнее обновление произошло в сентябре.
В Алтайском крае ситуация не столь благоприятна, однако здесь обещают не допустить срыва занятий в случае введения подобного запрета для школьных автобусов. Как отмечают в Минобрнауки региона, поэтапная замена школьных автобусов проводится с 2011 года, с тех пор приобрели 251 автобус. "В бюджете региона в 2018 году предусмотрено приобретение специального автотранспорта для перевозки детей. Но можно с уверенностью сказать, что ситуация приостановки подвоза обучающихся в учебные занятия в регионе не будет допущена", — подчеркнули в министерстве.
В Карачаево-Черкесии, где детей возят автобусами в 75 школ, пока есть автобусы старше 10 лет, но республика планирует заменить их уже до конца этого года. Как говорит замминистра образования и науки республики Заира Карасова, замена автобусов продолжается уже не первый год: в прошлом году в рамках реализации федеральной программы по обновлению школьных автобусных парков регион получил 22 автобуса. "В 2017 году степень изношенности 23 автобусов составила 10 лет, планируем до конца года получить 25 единиц нового транспорта и заменить их", — говорит она.
Придется ходить пешком
А вот в Крыму ситуация складывается сложная – региональные власти отмечают, что парк школьных автобусов нуждается в обновлении, которое рассчитано не на один год, сообщила ТАСС министр образования, науки и молодежи региона Наталья Гончарова. "Мы имеем большой парк школьных автобусов, которые старше 10 лет, и это несмотря на то, что с 2014 по 2017 год мы купили более 150 школьных автобусов. На следующий год у нас тоже заложены деньги, но на полное обновление парка нам нужно еще как минимум два – два с половиной года при том финансировании, которое есть, с учетом даже федеральных программ", — говорит она.
Начальник отдела автомобильного транспорта Министерства транспорта, энергетики и связи Дагестана Ибрагим Гашимов говорит, что запрет на перевозку детей на старых автобусах – вопрос для региона непростой. По его словам, могут возникнуть проблемы с перевозкой детей, потому что на обновление парка не хватает финансирования.
"Школьникам придется в таком случае добираться на альтернативном транспорте: кто-то на такси, на маршрутках, если они есть. В высокогорных районах, где нет ни такси, ни маршрутки, а только школьные автобусы и личный транспорт, им придется ходить