Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Что скрывают стены самого большого в России и Европе буддийского храма

6 декабря, 11:30 UTC+3

Храм "Золотая обитель Будды Шакьямуни" построен всего за девять месяцев и назван в честь основателя буддизма — самой древней мировой религии

Поделиться
Материал из 1 страницы
Буддийский храм "Золотая обитель Будды Шакьямуни"

Буддийский храм "Золотая обитель Будды Шакьямуни"

© Валерий Матыцин/ТАСC

"Золотая обитель Будды Шакьямуни" открыта в 2005 году в Калмыкии, и за это время храм стал одним из самых притягательных мест для паломников и туристов. Бывали здесь даже известные личности, например, киноактер Стивен Сигал, отец голливудской звезды, буддолог Роберт Турман, музыкант Борис Гребенщиков и шахматист Владимир Крамник.

Главный семиуровневый храм Калмыкии видно практически из любой точки столицы республики — Элисты. Он расположен в центре города на рукотворной возвышенности и поднимается ввысь на 63 метра. Для калмыков — единственной буддийской нации в Европе — этот храм, или, как его тут называют, "хурул", стал не только главной достопримечательностью, куда стремятся туристы и паломники, но и символом возрождения их народа и веры.

Самая большая статуя Будды в Европе

"Золотая обитель" обнесена ажурным забором, по четырем сторонам которого расположены ворота. Мы вошли через центральный вход: вблизи храм кажется еще более величественным — белоснежный, в форме ступенчатой пирамиды, с "парящей" золотой крышей в традиционном шатровом стиле. Увидеть вершину хурула практически невозможно — от солнца она сияет, отбрасывая золотые блики.

На часах еще нет девяти утра, но к "Золотой обители" непрерывно идут люди самых разных возрастов, многие — вместе с детьми.

"Сегодня день богини Зеленой Тары, в храме читают особую молитву, —  поясняет одна из прихожанок Наталья Шапшукова. — Сегодня совершаемые благие деяния и нехорошие поступки увеличиваются на кармическом уровне многократно, поэтому верующим нужно стараться сделать как можно больше хорошего".

Наталья Тимофеевна всю жизнь прожила в Калмыкии и вспоминает, как раньше людям приходилось ездить в старый хурул на окраину Элисты. "Старикам и больным было очень сложно. Сейчас храм в шаговой доступности, поэтому здесь всегда много людей", — отмечает Шапшукова.

Женщина обращает внимание на статую Белого старца (Цаган Аав — прим. ТАСС) — покровителя калмыцкой земли, который встречает у подножия храма всех посетителей. Говорит, что верующие сначала обязательно должны подойти к нему — выразить почтение.

Прежде чем зайти в храм, многие прихожане обходят его по часовой стрелке — по большому и малому кругу, как бы очищая себя от грехов и негативных мыслей. С доброжелательными помыслами нужно прокрутить все молитвенные барабаны — кюрде, в которых заложены несколько миллионов мантр (молитв), и выразить почтение расположенным вокруг храма 17 пандитам — бронзовым скульптурам величайших ученых древнего буддийского университета Наланда, действовавшего в V–VII веках в Индии. Калмыкия — единственный буддийский регион, где все пандиты воссозданы в полный рост.

В храм пускают всех желающих, в фойе просят снять обувь. Внутри "Золотой обители" не менее роскошно, чем снаружи: просторный молитвенный зал на втором ярусе, огромные красные колонны, ковры на полу, а в центре самая высокая в Европе девятиметровая статуя Будды, покрытая сусальным золотом. На небольшой платформе в алтарной части возведен трон для далай-ламы XIV. Слева его портрет, а справа стеклянная пагода, внутри которой его одежда — одна из реликвий буддийского мира.

В зале несколько монахов, сидя в два ряда друг против друга, на тибетском языке нараспев начитывают молитву. Прихожане располагаются на лавочках за их спинами, некоторые сидят прямо на коврах. Во время молитвы здесь могут находиться только верующие, поэтому нам предлагают спуститься в музей истории буддизма, расположенный на первом ярусе хурула.

Храм, построенный народом

"Идея создания музея в храме принадлежит также Его Святейшеству далай-ламе. Он, учитывая, что народ Калмыкии только встал на путь возрождения, сказал, что этот огромный храм должен стать крупным просветительским центром", — говорит заведующая музеем Елена Манджиева. 

Прежде чем занять руководящую должность, Елена несколько лет посещала храм в качестве волонтера, проводила экскурсии. "Чтобы понять, что значит этот храм для Калмыкии, необходимо хотя бы немного узнать об истории ее народа", — говорит Манджиева и шепотом, как в любом музее, начинает рассказывать легенду о калмыцком народе.

В истории калмыков, которые считаются потомками западных монголов, были трагические времена — гонения и войны. Даже само открытие "Золотой обители Будды Шакьямуни" было приурочено к годовщине депортации калмыков — 28 декабря 1943 года. Тогда Калмыцкая АССР была ликвидирована: всех калмыков объявили врагами советского народа и выслали в Сибирь.

Позже это выселение признают геноцидом, в результате которого погибло до половины всего калмыцкого народа. Также были уничтожены почти все хурулы, утеряны предметы культа, а главное — прекратилась подготовка монахов. В 1957 году статус республики был восстановлен, калмыки стали возвращаться домой. Начался долгий путь духовного возрождения народа.

"Храм "Золотая обитель Будды Шакьямуни" — это новый виток духовного возрождения для народа Калмыкии. Когда узнали о его строительстве, внести свою лепту старалось все население республики: приносили пожертвования, золото. Наша семья тоже отдала свои родовые золотые украшения (…). Когда храм построен всем народом, он приобретает огромную силу. Калмыкам такой храм был необходим", — вспоминает прихожанка Шапшукова.

Золото на стенах и роскошная резиденция

Сейчас в музее "Золотой обители" хранится около 700 экспонатов, в том числе одежда гелюнгов (жрецов), маски буддийских божеств, предметы искусства XII–XIII веков. Многие реликвии, как например, статуэтки Будды, храму дарили буддийские учителя из Индии. Некоторые вещи приносили жители Калмыкии. В музее, например, хранятся старинные буддийские иконы — тханки, которым более 300 лет, выполненные минеральными красками и золотом на ткани — это было удобнее, так как народ вел кочевой образ жизни.

"Тханки вместе с нашим народом пережили многое. Посмотрите, на этой реликвии, где изображен Будда и восемь разновидностей ступ (культовое буддийское сооружение — прим. ТАСС), есть даже капля крови. А эту старинную икону пришлось восстанавливать, на ней изображено очень сильное божество — защитник. Его нельзя лицезреть напрямую обычным людям, считается, что он может полностью очистить, опустошить человека, поэтому тханка находится под вуалью", — рассказывает Манджиева.

Впрочем, не менее удивительные изображения можно найти и на стенах храма. На них представлены образы всех 14 далай-лам, божеств, а также истории из жизни Будды. Создавали их мастера из тибетской школы, которая сохранила древний стиль буддийской живописи — менри.

"Этот стиль предполагает обязательное использование красок из натуральных минералов и золота. Золото символизирует просветленность создаваемых образов, придает божественность. Мастера три года расписывали стены, храм уже был открыт. Приходя на молебны, мы имели редкую возможность наблюдать за их работой. Так что на стенах роспись, сделанная по всем канонам", — заметила Манджиева.

Кроме музея, в хуруле находится библиотека, где хранится современная литература о буддизме, а также полное собрание переведенных на тибетский язык буддийских текстов ("Ганджур" — прим. ТАСС) и комментариев к ним ("Данджур" — прим. ТАСС). На четвертом ярусе — кабинет Верховного ламы Калмыкии, а также конференц-зал. Почти на каждом уровне — небольшие красивые пирамиды, сложенные из сотен маленьких статуй Будд.

На пятом ярусе в соответствии с буддийской традицией расположена резиденция далай-ламы XIV. На одном этаже — зал с роскошными диванами и картинами для приема гостей, кабинет, комната для медитации, спальня и даже небольшая кухня. Но увидеть эту роскошь своими глазами нам не удалось — для посещений резиденция открыта в определенные праздничные дни.

"Далай-лама XIV, несмотря на то, что лично освящал место под строительство нашего храма и проводил обряд выкупа земли, еще ни разу не был в своей резиденции. Мы надеемся, что он все-таки приедет к нам и остановится в ней. Но независимо от того, состоится этот визит или нет, пятый ярус так и останется резиденцией для далай-ламы", — уточняет администратор хурула гелюнг Санан Матвенов. 

"Изголодались по религии"

Золото на стенах, старинные предметы и даже самая большая в России и Европе золотая статуя Будды, конечно же, поражают. Но по-настоящему удивительным храм делает, скорее, его внутренняя особенная жизнь, подход к его деятельности, которого придерживаются почетный представитель далай-ламы ХIV, верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и монашеская община республики.

Например, в хуруле проводят курсы по основам буддизма и изучению калмыцкого языка. Также у "Золотой обители" есть благотворительный фонд, который помогает детям из многодетных и малообеспеченных семей, а также тяжелобольным малышам.

"При строительстве храма цели, чтобы он был самым большим, не было. После перестройки в России начали реставрацию храмов. И у нас в республике тоже был скачок: люди за 70 лет изголодались по религии. Одно дело — наружность, но грош цена этому огромному зданию, если составляющей внутри него не хватает", — подчеркивает Матвенов.

Санан-гелюнг занимает должность администратора "Золотой обители" с 2015 года. В еще старый хурул его, 13-летнего, привела мама с надеждой, что мальчик будет меньше болеть. В результате Матвенов принял решение стать монахом: 12 лет он обучался в монастырском университете в Индии. Сейчас, кроме администратора, он является еще и главным буддийским астрологом республики. Его кабинет находится на третьем этаже, где также расположены выставочный зал и другие комнаты монахов.

Всего служителей в монастыре — 27. Некоторые из них проводят индивидуальные приемы граждан. Кроме астрологов, в хуруле есть врачи, закончившие Институт тибетской медицины в Индии, и специалисты по проведению обрядов (священнослужители — прим. ТАСС).

"Любой человек может к нам обратиться, все бесплатно. Цель индивидуального приема — доносить буддийские ценности, помогать обрядами, поддерживать морально. Это психологическая работа с людьми. На Западе, например, распространено такое понятие как психотерапевт. У нас похожая практика, но от духовного лица. Эта работа очень востребована", — поясняет Санан-гелюнг.

Говорит, что также ведет индивидуальные приемы и составляет астрологические прогнозы. "Буддийская астрология вычисляет примерный потенциал года или всей жизни. Учитываются шесть факторов: угроза жизни, здоровье, везение, душевное состояние, материально-финансовый аспект и семейно-личностные отношения. В 60% случаев человек сам выбирает, как ему жить. Потенциал позволяет выбрать правильное время для достижения целей или наоборот, может предостеречь от негативных последствий", — добавляет главный астролог.

"А составляете ли вы прогноз для республики или страны в целом, например, что всех нас ожидает в 2018 году?" — не удержалась я.

"Таких прогнозов мы не делаем, обычно составляем рекомендации для представителей 12 годов, — отвечает главный калмыцкий астролог. — Люди ошибочно полагают, что свой год счастливый. Это не так. Самые сложные периоды, когда нужно особое внимание уделять безопасности, — это 24 года и 36 лет. Невезучим считается 48-й год жизни".

Пока длилась наша беседа, в зале хурула завершился молебен. Но дуган (молельный зал — прим. ТАСС) не пустует: здесь одна за одной проходят экскурсии — в храм привезли школьников из соседних регионов. 

Сейчас в Калмыкии около 40 хурульных комплексов, небольшие храмы есть практически в каждом районе. Но главным и для жителей, и для гостей республики несомненно остается храм "Золотая обитель Будды Шакьямуни" — символ возрождения национальной самобытности Калмыкии, созданный руками многострадального народа.

Елена Поротикова

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама