Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Построить музей, чтобы гулять под водой

19 марта, 8:30 UTC+3

В Севастополе на основе уникальной подводной лаборатории "Бентос-300" создают музей гидронавтики. Таких подлодок в СССР было всего две — "Бентос-2" затонул в Новороссийске, а "Бентос-1" спасли

Поделиться
Материал из 1 страницы
"Бентос" под водой

"Бентос" под водой

© Андрей Лубянов/личный архив Юрия Браги

Сохранить "Бентос" для гидронавта 1-го класса Юрия Браги стало делом жизни. А сначала была работа на этой лодке, название которой переводится с греческого как "глубина".

Причал в Балаклаве на набережной Назукина, рядом с которым собираются разместить музей, считается историческим: именно здесь зарождалась отечественная гидронавтика. И отсюда главный экспонат — спасенный "Бентос" — будет виден всем заходящим в бухту судам.

На останках "Принца"

Балаклавская бухта — одно из самых живописных мест Севастополя, в советское время здесь размещалась база подводных лодок. Всегда популярной бухта была и у туристов. Сейчас здесь планируется создать международный центр яхтенного туризма. 

"Место мы это выбрали потому, что это родина гидронавтики и ЭПРОНа (Экспедиции подводных работ особого назначения — прим. ТАСС), именно в этом месте был испытан и начал работу первый в СССР глубоководный подводный аппарат (камера Даниленко — прим. ТАСС). Одним из поводов создания ЭПРОНа послужила информация, что в 1854 году во время Крымской кампании у берегов Балаклавы затонул самый современный по тем временам винтовой пароход "Принц", гордость Великобритании, и что он якобы вез золото — жалованье англичанам, осаждающим Севастополь. Называли и "точные" сведения: 30 бочонков золота в английской и турецкой валюте. ЭПРОН начал активные работы по поиску "Принца" и золота", — поясняет он.

Поисками золота с "Принца" с 1926 года по совместному договору занялись сначала итальянцы, затем японцы, которые подняли всего семь золотых монет; четыре были отданы советской стороне.

"Перемыли груду песка, ила, нашли останки "Принца", но ничего не могли найти, кроме одежды теплой. Его назначение было привезти теплую одежду для войск — очень холодная осень и зима были тогда", — сказал Брага.

Но именно после этого в СССР начались активные подводные исследования. Позже ЭПРОН превратился в аварийно-спасательную службу флота, говорит Юрий Брага. Пока он рассказывает историю отечественной гидронавтики, мы все ближе подходим к той части набережной, куда совсем скоро перенесут "Бентос".

"Будет 12-метровая красота стоять — высотой с трехэтажный дом. Входящим и выходящим из бухты будет видно, что представляет собой такой необычный красивый аппарат. У нас сначала была идея "Бентос" на плаву оставить, но это оказалось очень сложно и дорого — надзорные органы, регистр, безопасность, чтобы вода не проникала. Сейчас ведем переговоры о том, как поставить аппарат на берег. В частности, есть краны 500-тонные автомобильные, они могли бы приехать сюда и "Бентос" поставить", — отмечает гидронавт.

Белая лодка невероятной красоты

Впервые Юрий Брага увидел "Бентос" во время службы на Черноморском флоте в Балаклаве и был поражен его красотой.

"В этом месте была казарма нашей войсковой части, где я служил водолазом-разведчиком. Я стоял на вахте, заходит белая красивая подлодка, она дошла сюда и стала у причалов, где стояли черного цвета военные подводные лодки. Видно, что она гражданская: все черные, а она белая. Она меня сразу поразила красотой. И я начал думать, как бы попасть туда и на ней работать", — вспоминает он.

Брага начал работать на "Бентосе" в 1980 году, закончил курсы гидронавтов и стал старшим помощником капитана на подводной лаборатории. На счету "Бентоса" — 106 выходов в море, 337 погружений, 5360 часов работы на глубине. По меркам тех лет "Бентос" считался инновационной подводной лодкой с прочным корпусом, их было изготовлено всего два. 

Из-за нехватки средств для поддержания лаборатории уцелевший "Бентос" продали в частные руки, но он так и остался в Инкермане на плаву. Позже судно чуть было не попало под распил и утилизацию, а после, когда его уже выкупил предприниматель Виктор Ковалев, и вовсе оказалось под водой, где пролежало около четырех лет.

"Было несанкционированное проникновение — люди открутили заглушки из цветного металла, и "Бентос" затонул. Виктору Ковалеву пришлось потратить немало денег, чтобы ее поднять. Фактически квартиры она ему стоила", — говорит Брага.

Так у Юрия Браги, гидронавта Евгения Виноградова и Виктора Ковалева и возникла идея создать специальный клуб гидронавтики и превратить подводную лабораторию в музей, чтобы спасти "Бентос".

Музей в подводной лаборатории

И вот наконец мы с Виктором Ковалевым и Юрием Брагой у "Бентоса". За четыре года под водой судно успело почти полностью заржаветь, но Ковалев уверен: его быстро можно почистить и придать "товарный вид".

"Вот мы ходили по прочному корпусу — это три сантиметра — лобовая броня танка, специальный сплав. Он там прокоррозил немного, его почистить и покрасить. Легкий корпус надо восстановить, подводная часть в хорошем состоянии. Внутри тоже — очистка и покраска. Этих денег может хватить, чтобы он уже белый, чистый, со светом внутри стоял на берегу", — говорит Ковалев.

Пока владелец готовит судно, Брага разработал условные маршруты для туристов на чертежах "Бентоса". По замыслу, посетители будут виртуально погружаться в воду, чтобы прочувствовать все, что испытывают гидронавты.

"Я красными линиями указал путь для экскурсий, тут будет дверь прорезана, чтобы люди могли проходить. Вот они будут знакомиться с водолазным отсеком. Там, где была расположена батарея аккумуляторная, у нас будет тренажер "Батискаф", который будет имитировать виртуальное погружение под воду: люди будут садиться в специальные кресла, будет слышно шипение воздуха, звуковые эффекты процесса погружения, а установленные экраны будут давать ощущение, что они смотрят в иллюминаторы и видят подводную среду", — рассказывает Юрий.

Кроме самого "Бентоса", который станет главным экспонатом, в музее будут установлены аппараты "Омар", "Тетис", "АС-10", "Север-2", экспедиционная парусная шхуна "Новая", которая когда-то была зверобойным судном. Музеем станет и территория штольни там же, на набережной в Балаклаве, площадью 1700 м2, а в море на небольшой глубине устроят подводный музей. Но это уже вторым этапом. Сейчас, говорит Юрий Брага, главное — установить "Бентос" и подготовить его к посещению.

Музей будет создаваться Севастопольским городским отделением Русского географического общества на средства президентского гранта размером почти 9 млн рублей. Открытие запланировано на конец этого года.

"Основная цель создания музея — просветительская. С одной стороны, сама по себе гидронавтика — малоизвестное направление деятельности, прикоснуться к которому представляет самостоятельный интерес, с другой — развитие гидронавтики — это славная страница в истории Севастополя", — рассказала председатель Севастопольского городского отделения РГО Елена Воскресенская.

Гулия Керлин

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама
Читайте
ТАСС VK
Много новостей? Мы собрали главные в нашей рассылке!