Что изменилось?
Мы обновили дизайн сайта ТАСС. Надеемся, вам все понравится. Если у вас есть вопросы или пожелания, вы можете оставить отзыв.
Спасибо за ваш отзыв!
Все новости
Как кубанские казаки восстанавливают свою историю
26 апреля отмечается День реабилитации кубанского казачества. Как сегодня живет одна из первых на Кубани казачьих станиц — Платнировская, — в репортаже ТАСС
Фото Музей МОБУ СОШ №25 станицы Платнировской Красно​дарского края
Казаки станицы Платнировской, 1912 год

1930-е годы для кубанских казаков были периодом трагических событий. И только указ 1991 года "О реабилитации репрессированных народов" вернул казакам право возрождать и продолжать свои традиции. 

Что значит название станицы Платнировская, сегодня точно никто не скажет. Известно лишь, что так же в Запорожской Сечи назывался один из 38 казачьих куреней, которые переселились в кубанские степи в конце XVIII века, после русско-турецкой войны. Поэтому сегодня платнировцы гордо называют себя потомственными казаками — потомками запорожских казаков-переселенцев, а в школьном музее скрупулезно восстанавливают историю казачьих семей, постепенно заполняя страницы, которые казались навсегда утраченными.

"Казаки пришли сюда морем, около 200 человек высадились в Тамани. В 1794 году атаманы собрались и кинули жребий — кому в каком месте обосноваться, Платнировскому куреню выпало поселиться на правом берегу реки Кирпили. Так появилась наша станица", — рассказывает руководитель музея школы №25 станицы Платнировской Татьяна Романенко.

"Черные доски" и шашка под стрихой

Множество материалов, которые могли рассказать о платнировских казаках, были утеряны в начале XX века. Но известно, что накануне революции Платнировская была станицей большой и далеко не бедной, а в годы коллективизации сотни семей были раскулачены и, конечно, попали под жернова расказачивания.

Фото Музей МОБУ СОШ № 25 станицы Платнировской Красно​дарского края
Дом зажиточного казака Кубани

"Когда началась коллективизация, на Кубани людей целыми станицами выселяли — вывозили в Сибирь. Моего деда и отца вывезли в Омскую область, где дед вскоре умер от пневмонии. Отцу удалось вернуться — несколько лет он работал в совхозе, недалеко отсюда. Отец поэтому редко рассказывал о казачестве, но я все равно, сколько себя помню, знал, что я — казак", — говорит Владимир Черномаз, представитель одной из старейших в Платнировской казачьих фамилий, бывший глава станицы, в 1990-х стоявший у истоков возрождения станичного казачьего общества.

Но и тем, кто избежал высылки в Сибирь и остался в станице, было очень нелегко. В 1933 году Платнировскую занесли в так называемые черные доски. Так именовались перечни населенных пунктов, которые в годы коллективизации не выполняли планы по сдаче продовольствия. Попадавших в перечень могло ждать полное прекращение поставок продуктов. Так произошло и в станице. Начался голодомор — люди целыми семьями умирали от голода.

"После 1933 года в станице осталось не больше 300 семей, а до революции было 17–18 тысяч человек. Потом сюда, на место высланных, переселяли людей из Ставрополья — целые кварталы были заняты переселенцами", — рассказывает Владимир Черномаз.

Фото Музей МОБУ СОШ № 25 станицы Платнировской Красно​дарского края
Александр Будко и Владимир Черномаз

Семье начальника штаба Платнировского казачьего общества подхорунжего Александра Будко чудом удалось избежать выселения. Но с тех пор о казачестве дома говорить боялись. "Я узнал о том, что я казак, только после восьмого класса, когда оказался в Средней Азии. Там один старый туркмен мне и говорит: "Сашка, а чего ты усы не носишь? Ты же с Кубани — значит, казак!" Я приехал, стал отца расспрашивать, а он — не надо, мол, об этом говорить", — вспоминает он.

Недавно один из станичников подарил начальнику штаба старинную шашку — ее нашли, когда в доме перекладывали печь. "Когда шли гонения на казаков, за одну такую шашку, да еще с надписью "ККВ" (Кубанское казачье войско — прим. ТАСС) могли поставить к стенке и расстрелять. Но расставаться с шашкой было жалко, старались спрятать. Эту вот спрятали под стрихой (так называли нижний край крыши — прим ТАСС.). А другое оружие, карабины например, просто топили в реке", — объясняет подхорунжий Будко и обещает подарить шашку школьному музею.

Как казаки хату строили

Возле станичной школы №25 есть настоящее казачье подворье — несколько лет назад здесь решили построить хату, в каких раньше жили казаки. Идею руководительницы музея поддержал станичный атаман подъесаул Владимир Тихий.

Фото Музей МОБУ СОШ № 25 станицы Платнировской Красно​дарского края
Атаман Владимир Тихий

"Построили с нуля, за два лета, из старого самана, из которого была сложена старая "батюшкина хата" — раньше в ней жил станичный священник. Всего здесь у нас 162 человека работали — атаман руководил, начальник штаба печку клал, ребята из школы подмастерьями были. На второе лето уже делали мазку — мазали хату глиной. У казаков это всегда было праздником — на мазку звали всех соседей, и мы тоже устроили настоящий праздник", — рассказывает Татьяна Романенко.

Внутри хаты — две комнаты. В первой, поменьше, — "малой хате" — готовили еду и занимались другими хозяйственными делами. Большая комната звалась "вылыка хата". Здесь — обязательный красный угол с иконами, железная кровать с горкой вышитых вручную подушек и детской люлькой рядом, огромный сундук — скрыня, посреди комнаты — стол, за которым собиралась семья.

"У казака стол — что в алтаре престол" — значит, что сидеть за ним и вести себя следовало, как в церкви", — ведет экскурсию девятиклассница Юлия Зайцева, в марте этого года победившая в краевом конкурсе юных экскурсоводов-краеведов. Юлия настоящая казачка и знает назначение любого предмета старинной домашней утвари, даже с рубелем и качалкой — деревянными "предшественниками" утюга — управляется мастерски.

Фото Музей МОБУ СОШ № 25 станицы Платнировской Красно​дарского края
Большая комната – "вылыка хата"

Экспонаты собирали, как и саму хату строили, всем миром. В конце концов оказалось, что поместить все, что принесли станичники, в двух небольших комнатках невозможно. Так рядом с хатой появился сарай. Теперь, как говорят сами казаки, на подворье не хватает только конюшни с добрым конем. Но лошадей содержать по современным меркам — дело хлопотное.

"Было у нас три лошади, даже тачанка была, купили где-то в Новороссийске. Мы на ней хотели улицы патрулировать. Один раз выехали — лошадь копытом лягнула "Мерседес", на том дело и кончилось. Продали", — говорит начальник штаба.

Настолько крепкий, что не взорвать

С казачьего подворья хорошо виден Свято-Троицкий храм — старейший в районе, главная достопримечательность станицы. Его построили казаки в самом начале прошлого века. "Никаких меценатов не было, станичники сами собирали средства, приглашали строителей, ведь не зря говорят, что казаки в первую очередь строили не хаты, а храмы. И этот храм построили быстро: начали в 1903 году и за три года закончили, хотя строительство было непростым — кирпич возили на подводах из Ростова", — рассказывает настоятель храма протоиерей Димитрий Кошенков.

Фото Музей МОБУ СОШ № 25 станицы Платнировской Красно​дарского края
Свято-Троицкий храм

Для кирпичной кладки делали особый раствор — в него добавляли яйцо для связки и крепости. "Именно это спасло храм, когда в 1930-х годах власть решила его взорвать. Когда рассчитали необходимый заряд, оказалось, что взрывной волной просто снесет все близлежащие дома. Хотели разобрать по кирпичику — это тоже оказалось невозможным, потому что кирпичи просто не отделялись друг от друга, насколько крепким был раствор", — говорит отец Димитрий.

В 1920-х Свято-Троицкий храм закрыли, снесли купола и отдали здание под зернохранилище. Во время Великой Отечественной войны он снова был открыт, богослужения велись здесь до 1963 года, когда церковь снова закрыли по настоянию директора местной школы. Возрождение началось в 2000 году — поначалу силами самих станичников, позже к процессу восстановления подключились районные и краевые власти. А потом в оживающий храм люди стали приносить старинные иконы и церковную утварь, когда-то спасенную от уничтожения. "Несколько лет назад мне передали Евангелие — когда здесь жгли богослужебные книги, одна женщина успела выхватить его из огня", — приводит пример настоятель храма.

Фото Музей МОБУ СОШ № 25 станицы Платнировской Красно​дарского края
Атаман Владимир Тихий и настоятель храма отец Димитрий

Сейчас в возрожденной церкви приводят к присяге молодых казаков — по словам станичного атамана, происходит это примерно два раза в год, во время торжественной воскресной службы.

Земля и вера

Сегодня у казачьего общества станицы Платнировской есть свое знамя и своя атаманская насека, на которой выгравированы имена всех станичных атаманов. В обществе числятся 140 человек. "Это реестровые казаки, которые состоят на службе и имеют право носить погоны. У нас есть и своя небольшая дружина, которая помогает полиции поддерживать общественный порядок", — рассказывает станичный атаман Владимир Тихий.

Казаков в станице уважают, отмечает атаман. "Даже больше, чем полицию, особенно молодые. Правда, закон казакам не много позволяет — даже подзатыльник хулигану по закону дать нельзя", — сетует Тихий.

Фото Музей МОБУ СОШ № 25 станицы Платнировской Красно​дарского края
Сушка зерна

А еще у станичных казаков теперь есть земля — 16 гектаров на всех. Два года назад казаки Кубани получили право арендовать землю без проведения торгов. Предполагалось, что эта мера позволит казачьим обществам стать экономически независимыми и даже создать на селе новые рабочие места. Платнировские казаки получили участок в 10 километрах от станицы.

"Общими усилиями вспахали, засеяли. Вырастили зерно, урожай был 54 центнера с гектара. Правда, техники своей у нас нет, поэтому пришлось заключать договор с сельхозпредприятиями. В этом году хотим овощи посадить", — говорит атаман. Правда, о прибыли, по его словам, говорить пока рано: "Но хотя бы налоги заплатить хватит и с работниками рассчитаться. А то поначалу с каждого казака собирали налог — его надо каждый квартал платить, с первого дня".

По общему мнению, имеющихся 16 гектаров все же маловато. Но увеличивать казачий надел пока не планируется. "Разговоры такие идут, но все земли заняты. Ведь, чтобы нам отдать, надо у кого-то отобрать, а нам конфронтация не нужна", — объясняет атаман.

"Сейчас казаки крестьянством практически не занимаются. А ведь это было основой казачества — православная вера и труд на земле. Теперь земли у казаков почти нет. Вера осталась", — подводит итог Владимир Черномаз.

Елена Гриценко