2 апреля 2012, 09:29

Современные инженеры, создающие инфраструктуры, в первую очередь влияют на жизнь страны - член экспертного совета АСИ Петр Щедровицкий

МОСКВА, 2 апреля /MosBuild/ - Инженерные ВУЗы сегодня постепенно переходят к новому пониманию своего предназначения - давать выпускнику такое профессиональное образование, которое соответствует...

МОСКВА, 2 апреля /MosBuild/ - Инженерные ВУЗы сегодня постепенно переходят к новому пониманию своего предназначения - давать выпускнику такое профессиональное образование, которое соответствует основным тенденциям изменения инженерных практик. «Реформа инженерного образования – ключевой вопрос инновационного развития. Нужно вводить активные методы обучения и менять соотношения между лекционными часами и самоподготовкой», - считает Петр Щедровицкий, эксперт по управлению развитием, заведующий кафедрой Стратегического планирования и методологии управления НИЯУ (МИФИ).- Петр Георгиевич, солидная часть Ваших научных работ и лекций посвящена инженерному образованию в России. И это при том, что существуют такие актуальные направления Вашей деятельности, как атомная энергетика, управление развитием. С чем связан интерес к инженерии? - Не вижу никаких противоречий. Атомная отрасль не может существовать без инженеров высокой квалификации. А развитие, как таковое, в особенности инновационное, предусматривает реформу инженерного образования. Ведь современные специалисты, создающие инфраструктуры, в первую очередь влияют на жизнь страны. - Какой Вы видите эту реформу? - Сегодня процесс реформирования уже начался: инженерные ВУЗы постепенно переходят к новому пониманию своего предназначения. Осознанию того, что они должны давать своему выпускнику профессиональную подготовку, соответствующую основным тенденциям изменения инженерных практик. Здесь требуются инновационные решения. Однако надо понимать, что инженерное образование, в силу ряда внутренних причин, не может быстро меняться. Оно кардинально зависит от типа мотивации, способностей и уровня знаний абитуриентов. - А что сегодня представляет собой инновационный подход к инженерному образованию? - Здесь три основных момента, на которых следует остановиться. Во-первых, это информатизация. Новые 3D и 6D-технологии сегодня позволяют проектировать сложный технический объект (систему) в особой виртуальной среде, получая его объемное изображение. Современные технологии дают возможность моделировать в компьютере не только сам объект, его конечное состояние, но и процесс создания, эксплуатации и вывода из эксплуатации технической системы - другими словами, весь ее жизненный цикл. В Губкинском университете, например, разработана и уже внедрена инновационная образовательная технология, позволяющая в стенах университета сымитировать реальную проектную и производственную деятельность в нефтегазовом комплексе в условиях тотальной информатизации и интеллектуализации технологических процессов в отрасли. Среда обучения - виртуальная среда будущей профессиональной деятельности - реализуется как система взаимосвязанных компьютерных тренажеров специалистов различного профиля. Метод обучения – имитация реальной деятельности с акцентом на взаимодействие этих специалистов, их согласованную, скоординированную и синхронизированную работу.Второй важный момент сегодня – это материалы. Сегодня создание изделия и материалов для него с заданными свойствами фактически представляет собой единый процесс. Этому надо учить современного инженера.В науке уже давно существуют идеи, которые мы не можем реализовать, так как нет необходимых материалов с управляемыми свойствами. Сегодня же их, позволяющих реализовывать новые технологии, появляется целый спектр - происходит революция в этой сфере. Речь о так называемых композитах (композитных материалах) - конструкциях, состоящих из нескольких различных видов материалов, часть которых создаётся с использованием нанотехнологий. Третье направление - создание современной инфраструктуры управления новыми технологиями. Один из примеров – Тойота: на одном конвейере собираются совершенно разные автомобили, все зависит от заданных настроек. Роботизация необходима как в широком смысле – появление большего количества роботов, так и в более узком – создание роботов с меняющейся сферой обслуживания. Другой пример: применение умных сетей – как, например, в области энергетики. - Что можно сказать о том инженерном образовании, которое сегодня существует в России? - За последние 50 лет стандарт подготовки инженеров значительно изменился. Раньше 90% внимания уделялось технической компетенции, а 10% - всем остальным: культурным, языковым, коммуникационным, умению работать в команде. Теперь все наоборот. Полагаю, что необходимо расширять кругозор современного инженера, давать ему понимание того, что происходит в различных сферах: безопасности, здоровья, экологии, инноваций и т.д. Что же касается базовой инженерной технологии, то здесь необходима перестройка с учетом названных выше тенденций. В базе должны быть способности к моделированию, конструированию и работе с пространственной формой – например, к макетированию. Во внешнем контуре - четыре приоритета:- полидисциплинарность, обучающая работе с разными областями знаний;- умение работать в команде, где каждый отвечает за определенное направление. Успех дела в инженерии определяется не только образованностью, талантливостью участвующих в этом деле специалистов, но и тем, как их совместная работа со-организована;- проектность, то есть четкая ориентированность на результат с учетом заданных сроков;- умение учитывать полный жизненный цикл объекта при его проектировании: от строительства до выведения из эксплуатации с восстановлением экологии в этом месте. Подлинная революция в области инженерной подготовки связана с распространением методологии управления полным жизненным циклом сложных технологических и технических систем. - С чего, на Ваш взгляд, стоит начинать перестройку в инженерном образовании? - Думаю, что необходимо вводить активные методы обучения, тренинги по коммуникациям, командообразованию и работе в коллективе, менять соотношения между лекционными часами и самоподготовкой, масштаб языковой подготовки и так далее. Сегодня в мире меняется система образования в целом - идет переход к проектному образованию. Работа над определенными проектами становится основным способом подготовки кадров. Человек за пять лет обучения должен пройти от 2 до 7 реальных проектов и получить реальные результаты. Это происходит в конкретном заведении, но с обязательным привлечением конкретных задач из области производства. Если это металлургия, то в области новых материалов, например. Это могут быть исследовательские работы с преподавателями и представителями конкретных предприятий. Тогда не будет такого разрыва, который мы наблюдаем сегодня: выпускник приходит на производство, а ему предлагают забыть все то, чему его учили пять лет. - Проблема в том, что сегодняшняя система не позволяет массово обучать проектным образом, существуют лишь некоторые пилотные программы. - Согласен с Вами. Однако если мы видим цель, мы можем сосредоточиться на ее реализации. Нужно искать варианты: в том числе прямые целевые гранты от предприятий, которые заинтересованы в том, чтобы подготовить для себя специалистов. Кроме того, государственные институты поддержки, разнообразные фонды. Сегодня глобальная задача – помочь человеку получить наиболее современное образование, чтобы приносить пользу экономике. А основная задача непосредственно для инженерного образования: разработка программы подготовки по системной инженерии и управлению жизненным циклом сложных систем. Современный инженер, проектируя объект, должен четко понимать, каким образом через десятилетия этот объект будет выводиться из эксплуатации, и как после его ликвидации восстанавливать окружающую среду. Пётр Георгиевич Щедровицкий - эксперт по управлению развитием, по вопросам региональной и промышленной политики, инновационной деятельности и подготовки кадров; Советник генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»; Президент Института развития им. Г. П. Щедровицкого; член правления фонда «Центр стратегических разработок «Северо-запад»; заместитель директора Института философии РАН по научной работе; член Экспертного совета Агентства Стратегических инициатив; член Совета кластера г.Железногорск.Андрей Боровой(ИТАР-ТАСС)