Сегодня исполняется 65 лет одному из ведущих российских специалистов по дальнему и ближнему Космосу, директору Института космических исследований /ИКИ/ РАН академику Льву Зелёному. И – кто там говорил про "стареющую" академию наук? – деятельность института и его руководителя доказывают, что научная эффективность от возраста не зависит. ИКИ РАН ставит перед собою большие цели, и если всё пойдёт по плану, отечественная, да и мировая наука могут обогатиться интереснейшими открытиями. А именно они, открытия, а не невесть кем придуманные рейтинги определяют реальную эффективность исследовательского учреждения.
Впрочем, по словам самого Льва Зелёного, и здесь у ИКИ неплохое место: в настоящее время он занимает пятое место среди всех институтов РАН по индексам цитируемости. И вообще находится на подъёме.
Но главное, повторимся, открытия. На ближайшие годы объектами для них станут Луна и Марс.
Луна долгие годы считалась планетой для большой науки не интересной. Природа примерно ясна, пробы грунта взяты, сюрпризов не ожидается. Но с ростом человеческих возможностей наш естественный спутник всё больше будет притягивать интерес, так сказать, инженерный, технологический. Как некая громадная база для исследовательских станций, наподобие Антарктиды. А раз так, то что собою представляет Луна в качестве ресурса для них? Не возить же, скажем, воду для людских нужд с Земли. И вот оказывается, что на лунных полюсах не исключено наличие под коркой грунта запасов настоящего водного льда. Лев Зелёный считает, что это не только интереснейший научный материал, но и возможные "запасы" для будущих космонавтов. Исследование приполярных областей и станет одной из задач ближайшей планируемой российской экспедиции "Луна-25". Кстати, напоминает академик Зелёный, "между "Луной-24" и "Луной-25" - мы решили сохранить нумерацию - пройдет как раз 40 лет".
Вторая цель – Марс. Марс пресловутый, можно его назвать: по пальцам одной руки можно пересчитать успешные наши запуски к этой планете. О недавней неудаче с аварией марсианской научной станции "Фобос-грунт" в январе 2012 года в ИКИ вспоминают как о "большой беде". Вдвойне трагичной от того, что аппарат даже не вышел на путь к Марсу, а закончил свое существование на дне Тихого океана.
Тем не менее, переломить враждебное отношение "красной планеты" именно к российским аппаратам планируется на 2016 год. Это будет совместный проект с Европейским космическим агентством /ЕКА/. Главная задача – взять пробы грунта со спутника Марса Фобос, что может дать образцы первичного вещества Солнечной системы.
В надежде, что европейцы отведут от нас непонятный гнев Марса, сразу же закладывается вторая экспедиция – на 2018 или 2020 год. Она будет объёмнее первой: в программе исследований, где будут задействованы европейский марсоход "Пастер" и российская большая посадочная платформа, значатся поиски следов жизни. Для этого предусматривается большой комплекс приборов, а "Пастер" будет оснащён буровой установкой, позволяющей извлекать грунт с глубины полтора-два метра. А на середину 20-х годов планируется доставить пробы марсианского грунта на Землю.
Но поистине сенсационные результаты должны принести исследования 30-х годов. На это время ИКИ собирается запустить аппараты к спутникам Юпитера. И не с пролётом мимо, как удалось сделать американцам, а с посадкой – на самую крупную из юпитерианских "лун" - Ганимед. Это, собственно, вообще крупнейший спутник в Солнечной системе – поболее не только Луны, но и "самостоятельной" планеты – Меркурия. А что сенсации можно планировать уже сегодня – это вне сомнения. Такое уж это явление – спутники Юпитера. Там не исключено даже наличие жизни, говорят учёные.
Конечно, это пока только планы. Что-то ещё может не "срастись", поменяться. Не исключены и аварии – во всяком случае, наш жертвенный алтарь Марсу достиг такой высоты, что впору говорить о мистике. Но всё равно – видно, всерьёз поднимается что-то в нашей стране, коли разрабатываются планы высадки на спутники Юпитера. Российский герб на Ганимеде – чем не предмет для национальной гордости?
Кажется, приходит снова время и для неё.