Споры среди специалистов по климату не утихают. Причём носят, что называется, разновекторный характер: так что же именно происходит с нашей планетой? Потепление её ждёт или напротив – похолодание?
Первая точка зрения в настоящее время представлена в среде климатологов гораздо шире второй. Однако недавно она казалась сильно поколебленной: по результатам спутниковых наблюдений площадь ледяного покрова в Северном Ледовитом океане стала больше на 41 процент. Сезонный минимум, который ежегодно наступает в середине сентября, установился на цифре 4,8 млн кв. км, тогда как в 2012 году это значение достигало 3,4 млн кв. км.
Сразу же пошла реакция, сводимая к радостному: "Гипотеза глобального потепления оказалась в луже вместе с её сторонниками!" "Наблюдаемый нами процесс противоречит компьютерным прогнозам неминуемого катастрофического потепления. Не исключено, что все будет как раз наоборот — увеличение площади покровного льда в Арктике в летний период может быть сигналом к тому, что мир близится к периоду похолодания", - предвещает, например, английская "Дейли мейл", ссылаясь на мнения профессоров-климатологов. Широко цитируется и высказывание профессора Анастасиоса Циониса из университет Висконсин (США), по словам которого сейчас наблюдается "тенденция к понижению температуры на планете", которое "будет продолжаться как минимум в течение ближайших 15 лет". Учёный рубит сплеча: "Нет никаких сомнений, что потепление климата, идущее 1980-х годов, уже остановилось, причём, судя по всему, это случилось еще в 1997 году".
Масла в огонь, как водится, подлили "гражданские". Несколько лет назад радиостанция Би-Би-Си огласила прогноз, согласно которому в 2013 году льда в Арктике не останется. Отметить это событие круизом по Северо-Западному проходу, соединяющему Атлантический и Тихий океаны вдоль северной оконечности Американского континента, решили более 20 яхт и даже один пассажирский лайнер. То ли отважные морепроходцы, шесть лет помнившие давний разговор экспертов по Би-Би-Си, забыли взглянуть на актуальные метеосводки, то ли столь отчаянно верили в их прогноз, что не стали заморачиваться изучением фактической ледовой обстановки, но они с удивлением обнаружили настоящую стену изо льда на своём пути. После такого афронта сомнений у иных комментаторов уже не осталось: "Глобальное потепление — это миф!", "Новые данные позволяют с уверенностью говорить скорее о глобальном похолодании, которое ожидает планету, чем потеплении". Интересно, какие теперь у сторонников "глобального потепления" найдутся аргументы?
Аргументы, собственно, были на поверхности. Просто в 2012 году площадь ледяного покрова Арктики стала рекордно низкой за все годы наблюдений. Относительное увеличение ледяного покрова в нынешнем году возвращает ситуацию всего лишь в 2000 год, а не, скажем, к середине 1970-х, когда фиксировался пик похолодания в ХХ веке. На деле же, если учесть долговременные тенденции, то Арктика, безусловно, теплеет, утверждают климатологи.
Так, бесспорно наблюдаются превышение среднемесячных температур и понижение уровня грунтовых вод в приполярном регионе. Что же касается льдов, то гораздо важнее площади является показатель их объёма и, так сказать, их "старости". Так вот, что касается первого, то по данным, которые привёл на только что прошедшем III Международном арктическом форуме академик Владимир Котляков, мировой известности величина в географии и почётный президент Русского географического общества, "средняя толщина льдов сократилась с 2 до 1,5 м, объём льда упал на 50 процентов". Что же до второго показателя, то если раньше многолетний лёд покрывал до 60 процентов акватории Северного Ледовитого океана, то теперь его площадь не превышает 30 процентов. В особенности сильно этот показатель рухнул для многолетних льдов возрастом 4 года и более – с 25 процентов в 1980-х годах до 5 процентов сегодня. В пять раз! При этом получаемые со спутников данные говорят о том, что особенно быстро процесс истончения льда начался с 2008 года. И самое главное, что учёные, занимающиеся Арктикой, убеждены, что теперь уже процессы таяния льдов носят необратимый характер.
К чему это может/должно/будет приводить? Модели, построенные климатологами, рисуют примерно такую картину.
Постепенного потепления не будет. Напротив, процесс будет идти "рвано", скачками, с наступлениями и отступлениями холода и тепла, а значит, и с ростом опасных метеорологических явлений вообще. То есть обложных дождей, как текущей осенью на европейской части России, засух, бурь, наводнений и прочих подобных "радостей". Какими богат был, в частности, нынешний год. И теперь нам как-то надо жить с осознанием риска того, что прошедшее по Амуру катастрофическое наводнение может показаться легкой влажной уборкой на фоне грядущих катаклизмов.
Таянье арктических льдов приведёт к изменению одного из четырёх главных атмосферных струйных течений нашей планеты - полярного. Оно будет ослабевать, отчего из нынешнего "зонального" будет становиться более "меридиональным". Это будет приводить к появлению блокирующих ситуаций в атмосфере – пример чего мы ощутили на себе в 2010 году, во время беспримерной засухи. Как отметил один из экспертов, "потепление в Арктике ведёт к увеличению повторяемости экстремальной погоды в более низких широтах".
Поднимется – уже поднимается, по свидетельству академика Котлякова – уровень мирового океана. В последние годы скорость этого процесса выросла с прежних 1,7 мм в год до 3 мм. Можно глянуть на физическую карту мира, чтобы определиться с тем, как скоро будут подтоплены различные территории. В частности, такие ключевые для мировой экономики, как низменные части Голландии, Германии, Англии, США, Китая.
Россия тоже, конечно, исключением не является – более того, она уже сегодня теряет тысячи квадратных километров северных низменностей. Пока это тундра, но при продолжении процесса - что спасёт от затопления нефтеносную Западную Сибирь? Там и так болото на болоте…
Таким образом, вывод напрашивается простой. Его также озвучил на форуме "Арктика – территория диалога" в Салехарде академик Котляков. Потепление ли похолодание – не так важно, хотя, конечно, большинство ответственных ученых говорит все же о потеплении, но в любом случае идут "аномалии климата, неоднородные в пространстве и времени" и приносят они "неоднозначные последствия, в том числе в рамках территории России".
То есть климатические изменения уже происходят – хотим мы того или не хотим. "Весь современный уклад жизни на Земле таков, что любые глобальные изменения климата могут быть для людей неблагоприятными, - справедливо напоминает академик Котляков. – Дело в том, что весь нынешний хозяйственный уклад сложился и бурно развивался только в узком промежутке времени - практически в последнее столетие. Из-за этого он приспособился к одной климатической среде".
А среда, повторимся, меняется на глазах. А значит, сегодня человечеству нужно в любом случае готовиться к климатическим изменениям. И учиться адаптироваться к ним.
А это означает, в свою очередь, требование самой природы к нам всем, но особенно к нашим учёным, начинать строить модели не только возможного будущего климата, но прежде всего – необходимой реакции на него. Возможно ли наводнение страшнее того, что прошло только что по Дальнему Востоку? Скорее всего, да. Значит, уже сегодня надо выстраивать модель того, что необходимо сделать в этом случае. Возможна более жестокая засуха, нежели в 2010 году? Значит, создаём модель действий на этот случай. Возможно подтопление Петербурга? Опять же моделируем контрмеры. И так далее.
Вот тогда любое изменение климата не будет уже сюрпризом для нашего хозяйства, подобным тому, каким стала ледовая стена для яхт в Северном Ледовитом океане.