Все новости
Уголь как подарок.
Уголь как подарок.
Уголь как подарок.
Уголь как подарок.
Уголь как подарок.

Уголь как подарок. Как жители Воркуты помогали приблизить Победу

Отправка эшелона со сверхплановым углем в Ленинград. Воркута, 1944 год
© Архив Воркутинского музейно-выставочного центра
После того как в октябре 1941 года нацистские войска оккупировали Донбасс, страна осталась без 60% угля. Коми тогда стала самым важным центром по добыче и поставке этого топлива. В сложнейших условиях вечной мерзлоты воркутинцы срочно возводили шахты и железную дорогу, чтобы обеспечивать бесперебойную добычу и доставку угля для Москвы, блокадного Ленинграда, Череповца, Мурманска, Вологды, Кирова и многих других городов. Вместе с ученым-историком Федором Колпаковым вспоминаем героев тех лет

За годы войны Воркута дала фронту, промышленности и обычным людям более 6,5 млн тонн угля. 377 работников комбината "Воркутстрой" наградили за эти подвиги орденами и медалями, четырем предприятиям города в годы войны вручили переходящие Красные знамена Государственного Комитета Обороны. В память о героизме простых работников-угольщиков открылась новая экспозиция "Военная Воркута: повседневность подвига". Документы представляют неизвестные ранее факты о воркутинцах — простых героях Заполярья военного времени. 

Уголь как воздух

1943-й — год перелома на фронтах Великой Отечественной войны. Именно в это время в заполярную Воркуту прибывает генерал Михаил Мальцев, которого назначили начальником Воркуто-Печорского управления исправительно-трудовых лагерей НКВД СССР — Воркутлага.

9 марта 1944 года на промышленной базе Воркутинских исправительно-трудовых лагерей был образован комбинат "Воркутауголь" НКВД. Мальцева назначили его руководителем, и с этого момента он совмещал две руководящие должности.  

Назначение Мальцева в Воркуту в 1943 году стало для него очень неожиданным. До этого он, выпускник Новочеркасского политехнического института по специальности инженер-электрик, командовал 10-й саперной армией, которая обеспечивала строительство заградительных и оборонительных сооружений на Северном Кавказе, участвовала в Сталинградской битве, рассказывает старший научный сотрудник Воркутинского музейно-выставочного центра Федор Колпаков.

"В конце февраля — начале марта 1943 года Мальцева вызвали в Москву, он получил задачу — любыми средствами повышать уровень добычи угля. В 1942 году Воркута добыла 609 тыс. тонн угля, в конце его руководства, в 1946 году, комбинат "Воркутауголь" получил почти 2,9 млн тонн. Руководство услышало все его организационные, технические и кадровые предложения. Главное было — добыть уголь, без которого невозможно получить ни танки, ни снаряды, никакого оружия", — подчеркнул Колпаков.

Столько шахт, сколько было заложено при Мальцеве по вторую половину Великой Отечественной войны, не строилось больше в Воркуте никогда. На момент его приезда работали две шахты — № 8 и № 1 "Капитальная", а в 1946 году — уже 11.

Начальник комбината "Воркутауголь" Михаил Мальцев Архив Воркутинского музейно-выставочного центра
Описание
Начальник комбината "Воркутауголь" Михаил Мальцев
© Архив Воркутинского музейно-выставочного центра

"Как руководитель Мальцев понимал, что одного нажима "давай-давай" будет мало, что людям нужна отдушина. Одним из памятных моментов стало создание Воркутинского музыкально-драматического театра 8 августа 1943 года. И 1 октября 1943 года на сцене Дома культуры шахты № 1 была показана оперетта Имре Кальмана "Сильва". Это был культурный шок, когда люди на краю земли, в большеземельской тундре услышали восхитительную музыку", — рассказал историк.

При Мальцеве 26 ноября 1943 года Воркута из поселка превратилась в город республиканского значения. И в бытовом, и в социальном плане Мальцев продвинул Воркуту вперед.

В первые же недели после окончания Великой Отечественной войны он возобновил гражданское строительство, поскольку в годы войны кроме производственных мощностей и жилых бараков ничего не строилось.

Мальцев распорядился также построить бульвар Победы в центре Воркуты, находящемся тогда в безобразном состоянии. Был возведен воркутинский стадион, Дом культуры шахты № 1 перестроен в здание для театра.

"Все делалось быстро, стремительно, люди работали в две-три смены, чтобы восполнить провал в жилищном строительстве, в культурной жизни во время войны. Таков весь Мальцев. Он в меньшей степени был чекистом, а больше хозяйственником", — отметил Колпаков.

Нельзя не вспомнить и его сотрудников, например Симона Шварцмана, который работал начальником энергоуправления и начальником ТЭЦ-1 — первого промышленного источника электроэнергии в Воркуте. ТЭЦ-1 была введена 22 декабря 1942 года и действует до сих пор.

"Человек образованный и тонко чувствующий. Писал небольшие заметки в газету "Заполярная кочегарка" с аннотациями очередных спектаклей. Это было ему интересно и важно, потому что его супруга Наталья Ивановна Глебова являлась примой Воркутинского драмтеатра той поры. Мальцев, понимая важность деятельности Шварцмана, в беседе с приехавшим в 1946 году в Воркуту сценаристом Леонидом Аграновичем произнес фразу "Запомните это имя: Симон Бенционович. Так зовется золото". Настолько высоко и аллегорично оценивал Мальцев своих людей", — говорит ученый.

Начальник Воркутинской ТЭЦ Симон Шварцман, 1945 год Архив Воркутинского музейно-выставочного центра
Описание
Начальник Воркутинской ТЭЦ Симон Шварцман, 1945 год
© Архив Воркутинского музейно-выставочного центра

Многие современники, среди которых были и заключенные, вспоминали, что Мальцев и другие воркутинские руководители ценили в людях профессионализм, понимая, что выполнить поставленную задачу можно только вместе со специалистами. Бывали случаи, когда даже начальники шахт назначались из заключенных, чего после 1948 года, с очередной волной репрессий, уже не встречалось, говорит историк.

Добывали уголь не только заключенные. В 1943 году в Воркуте насчитывалось 7,1 тыс. вольнонаемных и около 30 тыс. заключенных, все работали на равных, отмечает ученый. 

После работы — в забой

Первой в стране женщиной-навалоотбойщицей стала Ванда Барсукова, ее имя знала вся Коми АССР, рассказывает Федор Колпаков.

"Ванда Модестовна работала тогда простым учетчиком и выступила с призывом: "Девушки Воркуты, спускайтесь в забой!" В свободное от работы время по ее примеру многие, кто работал на поверхности и не был знаком с подземным трудом, спускались в забой, чтобы дать больше угля родине. Молодая комсомолка — 1921 года рождения. Движение Ванды Барсуковой не стало таким громким, как стахановское, гагановское, но для Воркуты и Коми АССР это было очень значимое имя. Корпус людей, которые пошли по ее примеру, был огромен. Счет добытого ими угля шел на десятки тонн", — рассказал Колпаков.

Сохранилась запись выступления девушки на совещании мастеров угля: "Моя норма — 250 тонн угля в месяц. В июне я свою норму перевыполню, в июле вместо 250 тонн дам 500 тонн угля. Пусть знают враги, на что способна советская женщина-шахтерка, когда дело идет о защите Родины, о помощи Советской Армии".

Признание ее подвига не заставило себя долго ждать. 15 сентября 1943 года, за несколько недель до присвоения Воркуте статуса города, указом Президиума Верховного совета СССР Ванда Барсукова в числе 141 человека была отмечена государственной наградой. Ее наградили орденом "Знак Почета". Барсукова стала одной из самых молодых награжденных.

"В таком темпе Ванда и ее последователи отработали до конца войны, до 1945 года. Потом было послабление, которое позволило перейти на мирное русло, но в годы войны призыв Ванды был очень дорог. Всю жизнь она прожила в Воркуте, где и была похоронена в 1979 году. Последние годы работала техслужащей в воркутинском филиале горнотехнического института, простая работница. К сожалению, в Воркуте не осталось ни ее воспоминаний, ни мемуарных записей. Ничего не было задокументировано, о сохранении памяти в то время не думали", — рассказал историк.

Подарочный уголь

Еще один воркутинский герой времен Великой Отечественной войны — Василий Иннокентьевич Погорельский. Он работал навалоотбойщиком. Сегодня эта первичная рабочая специальность горняков практически ушла — производительность человека с отбойным молотком, конечно же, несоизмерима с теми, кто работает на гигантских комбайнах, механизированных комплексах.

Василий Погорельский был опытным горняком — ему было далеко за 40. Он попал в Воркуту среди тех, кого направили в Заполярье в 1941–1942 годах. В 1941-м прибывали горняки из Донбасса перед его оккупацией, в 1941–1942 году — из Карагандинского угольного бассейна.

В 1944 году Василий Погорельский заявил, что после смены, подъема на поверхность и небольшого перерыва он вновь будет спускаться в забой добывать уголь. У большинства воркутинских горняков из инструментов в то время были простые кайла, молотки, облушки, ручной труд был очень примитивным. Только опытным вручались отбойные молотки, которые появились в Воркуте в 1941 году.

Воркутинские горняки, 1940-е годы Архив Воркутинского музейно-выставочного центра
Описание
Воркутинские горняки, 1940-е годы
© Архив Воркутинского музейно-выставочного центра

"В свободное от работы время Погорельский спускался в забой и добывал уголь сверх плана. Потом этот сверхплановый уголь он за свои личные деньги покупал у комбината по себестоимости и дарил Ленинграду. Выходило несколько десятков тонн угля. Это запредельно, это и есть источник нашей победы над нацизмом, самоотверженность этих людей безграничная. Точное количество отправленного Погорельским угля нигде в источниках не сохранилось. Нормой для него было по 100 тонн в неделю, около 400−500 тонн в месяц. На что жил? Помимо зарплаты, на которую Погорельский покупал уголь, были карточки, натуральное обеспечение. Горняки получали горячее питание два раза в день и норму хлеба 300 граммов", — рассказал Колпаков.

По его данным, совсем недавно ученые нашли в государственном архиве РФ интересные сведения: в 1943 году в Воркуте насчитывалось около 1 тыс. "отказников" — людей, по разным причинам отказывавшихся идти в забой. Их подвергали репрессиям за невыполнение нормы. Применяли все меры воздействия, какие только могли, начиная от увещеваний до размещения в бараках усиленного режима наподобие карцера. Но даже в этом карцере они получали свою дневную норму хлеба 300 граммов.

"Что придумали партийные работники. Собрав когорту отказников, им показали документальный фильм 1942 года "Ленинград в борьбе". Там известные на весь мир кадры о норме хлеба 125 граммов для детей и иждивенцев, завернутые в тряпицы тела умерших от голода, от вида которых у многих застывает кровь. По свидетельству очевидца, которое хранится в архиве, на следующий день после просмотра из этой тысячи не вышли в забой около сотни. Люди понимали, что они находятся в Воркуте в аду, но есть те, которые страдают гораздо больше. Погорельский по собственной воле проработал так до Победы. За годы войны только сверхплановых, подарочных эшелонов было отправлено в Ленинград 651. В одном эшелоне было до 25−30 вагонов, по 25 тонн угля в каждом", — говорит Колпаков.

Митинг перед отправкой эшелона с углем для блокадного Ленинграда. Воркута, июль 1943 года Архив Воркутинского музейно-выставочного центра
Описание
Митинг перед отправкой эшелона с углем для блокадного Ленинграда. Воркута, июль 1943 года
© Архив Воркутинского музейно-выставочного центра

Удивительно, но факт: несмотря на то, что понятие безопасности подземного труда только зарождалось, везде использовались деревянные крепи (сооружения, которые строили для защиты от обрушения горных пород в выработках), а о металлических и железобетонных конструкциях не было и речи, людские потери от несчастных случаев на производстве были сравнительно небольшие. Во время Великой Отечественной горняки работали еще на верхних горизонтах месторождения, на верхнем ярусе воркутинской мульды (от нем. mulde, букв. — ко­ры­то, ло­хань, заполненная отложениями), где опасных выделений метана в разы меньше.

О подвигах железнодорожников

Из железнодорожников, доставлявших эшелоны угля для блокадного Ленинграда, нельзя не вспомнить о Петре Петровиче Дунаеве — он повез из Воркуты первый эшелон с углем. Возможно, его доставили в осажденный город.

Сохранились воспоминания Дунаева. "Дорогу тогда называли живой, так как рельсы ходили ходуном. Двигались в лютый мороз, в полярную ночь, сквозь пургу и снежные заносы. Еще не было семафоров, шли на тусклые огни фонарей дежурных по станциям. Не было жезлов, писали на дощечках. Не было водонапорных башен, воду для локомотивов брали в прорубях. От холода в буксах подвижного состава застывала смазка. Делали все возможное и невозможное, чтобы пройти путь", — описывал машинист работу, которую необходимо было делать в пути по только что отстроенной, недостаточно освещенной Северо-Печорской железной дороге.

Другой воркутинский машинист Петр Дьяченко в 1944 году доставил в Ленинград первый эшелон "подарочного" угля — того, который воркутинцы добывали вне плана, после работы. "В память об этом событии в 1980 году на перроне воркутинского железнодорожного узла установлен паровоз. Табличка на нем свидетельствует: "На этом паровозе 28 июня 1944 г. машинист депо Воркута П. П. Дьяченко провел первый из десяти эшелонов угля, отправленных трудящимися Воркуты в подарок освобожденному Ленинграду". 

Еще одно имя, вошедшее в историю Воркуты, — Елена Мироновна Чухнюк, ставшая одной из первых железнодорожниц, удостоенных звания Героя Социалистического труда.

Уроженка села Дьяковка Винницкого уезда Подольской губернии (ныне территория Украины), Чухнюк с 1938 года водила большегрузные поезда на Оршу, Могилев, Чернигов. Во время Великой Отечественной войны водила поезда с оружием и боеприпасами к линии фронта — под Ельцом, Сталинградом, Курском, на Днепре.

Паровоз для отправки сверхпланового угля в Ленинград. Воркута, 1944 год Архив Воркутинского музейно-выставочного центра
Описание
Паровоз для отправки сверхпланового угля в Ленинград. Воркута, 1944 год
© Архив Воркутинского музейно-выставочного центра

Зимой 1943−1944 годов на Северо-Печорской железной дороге водила поезда с углем. В сильные морозы женщина организовала скоростное движение угольных маршрутов, сократив время доставки груза в три раза.

"В 1943–1944 годах Елена Чухнюк в составе поездных бригад отвозила воркутинский уголь в центральную часть страны. В то время не существовало поездных бригад, которые сегодня сменяют друг друга. Из Москвы до Воркуты за углем эта женщина вела паровоз по пять суток в одну сторону, в морозы, в нечеловеческих порой условиях. Формально тогда работали два машиниста и тройка кочегаров, смены им на маршруте не было", — рассказывает Колпаков.

Мало было добыть уголь, не менее важно было еще и доставить его по назначению, поэтому роль железнодорожников была очень важна, добавил ученый.

Наталия Казаковцева​