8 сентября 2023, 11:35
Арктика
Статья

На карбасе из XV в XXI век. Почему древние поморские традиции актуальны и сегодня

В Музее Москвы мастера из Архангельска и волонтеры создают поморский карбас. Его спустят на воду 10 сентября, и на следующий год он отправится морским ходом в "златокипящую" Мангазею. Участники Товарищества поморского судостроения хотят показать древние технологии, которые позволили всего за несколько десятилетий пройти, открыть и освоить огромные пространства Сибири до самого Тихого океана. Мы побывали на верфи под открытым небом и убедились, что корабль действительно можно сшить
Традиционный поморский карбас, строящийся без гвоздей. Александра Будер/ ТАСС
Традиционный поморский карбас, строящийся без гвоздей

Поморский карбас в центре Москвы

С первого взгляда золотистый борт создаваемого деревянного судна выглядит непривычно. Вроде лодка и лодка, но, присмотревшись, понимаешь, что доски соединяются не гвоздиками или болтами, а сшиты между собой аккуратными стежками.

"Да, он на самом деле шьется. Видите вот эти стежки? Это ветки елки, скрученные, — показывает руководитель проекта Евгений Шкаруба. — Это вица, ее очищают от веточек, скручивают, и у нее возникают свойства веревки: эластичность, гибкость. И прямо как нитью прошиваем, борт сшивается".

Подходишь ближе, и сразу обволакивает густой запах дерева, очень вкусный. А корпус делают из кокор — частей дерева, где ствол соединяется с корнем. Большая лодка — это карбас, наверное, один из самых древних вариантов судов, которые создавали на территории России и, как ни удивительно, создают до сих пор.

Слово "карбас" произносится с ударением на первый слог. Карбасом называют парусно-гребное промысловое и транспортное деревянное судно, распространенное по крайней мере с XV века до настоящего времени на Белом и Баренцевом морях. Карбасы упоминаются в записках Соловецкого монастыря в 1531 году. Судя по всему, жители беломорского побережья — поморы — к тому времени активно их использовали.

"Так что традиция более чем старая, и традиция живая, есть еще на берегу Белого моря мастера, которые умеют делать карбасы. И очень важно это поддерживать, потому что уйдет такое строительство, уйдет такое мастерство, и его уже не восстановишь", — Евгений Шкаруба говорит, что его проект направлен в том числе и на то, чтобы сохранить старинный промысел. Конечно, не шитья карбасов, а их строительства — так как современные карбасы уже не сшиваются, а строятся с помощью медных гвоздей и заклепок.

Карбас, по словам Шкарубы, тем и хорош, что это просто создаваемое судно, но по облику и функционалу это все те же корабли, на которых поморы бороздили арктические моря. Вот, скажем, коч — тоже поморское судно, но большое и сложное, их уже не строят.

Во времена освоения Сибири — это XVI век — карбасы, естественно, шили. На шестиметровый карбас уходило меньше двух недель, а служило судно лет пятнадцать.

Стройка поморского карбаса во дворе Музея Москвы. Александра Будер/ ТАСС
Стройка поморского карбаса во дворе Музея Москвы

"Карбасы были рабочие лошадки, это была главная лодка Поморья. У каждого хозяина был карбас, на нем можно было ходить в море, можно было переезжать, то есть это было средство транспорта и рыбалки. Карбас очень простой. Наверное, поэтому он и пережил все другие типы судов".

"Московский" карбас длиной 9 м строят примерно два месяца. Хотя мастера архангельской верфи уже сделали девять карбасов, но этот — первый шитый. Шкаруба объясняет, что они не только сами учатся, но и учат других: в Музее Москвы корабелы постоянно проводят экскурсии и мастер-классы.

— В Москве достаточно просто найти волонтеров, которые готовы работать, — говорит Шкаруба.

— А которые умеют строить?

— Ну, ничего такого суперсложного здесь нет. Но должно быть желание учиться. И такие люди приходят.

— Молодые?

— Молодые…

— Быстро учатся?

— Это зависит от способностей.

Евгений объясняет, что карбас должен быть крепким, экспедиции предстоит идти по Белому, Баренцеву и Карскому морям, они очень сложные. У судна будет две мачты и три пары весел. Команда — семь человек. Им предстоит пройти Мангазейским морским путем.

Мангазейский ход

Название "Мангазея" сейчас звучит как название какой-то волшебной местности. Но это был реальный первый русский заполярный город в Сибири. Мангазею основали русские колонисты в 1601 году на реке Таз в месте впадения в нее реки Осетровки (Мангазейки), сейчас это территория Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа.

Мангазея была опорным пунктом торгового пути — Мангазейского морского хода (этот арктический путь связывал Поморье с Сибирью, проходя от устья Северной Двины вдоль берегов Баренцева и Карского морей, пересекая по рекам Мутной и Зеленой полуостров Ямал и выходя в Обскую и Тазовскую губу) и символом чего-то сказочно богатого, из-за чего ее прозвали "златокипящей". Добраться до Мангазеи можно было и по суше, и по морю.

К концу XVI века эти плавания значительно участились, наладилась регулярная связь Поморья с бассейном реки Таз. Мангазея была центром сбора ясака, пушного промысла и торговли пушниной, или "мягкой рухлядью". Пушнина в то время приносила огромный доход в казну государства. О Мангазее знали в Европе, путь отражен на картах того времени.

Часть Мангазейского морского хода шла по рекам и озерам, а на двух участках — по сухопутным волокам. Это была не просто трасса, было продумано навигационное обеспечение, включавшее в себя оптимальный маршрут, время выхода в плавание, береговые навигационные знаки, наличие особого типа судов, знание местной каботажной (междупортовые, в пределах одной страны перевозки) навигации.

Мангазейский ход был официально запрещен в 1619 году. Правительство Михаила Федоровича — первого русского царя из династии Романовых — запретило использовать его из-за опасения проникновения в Мангазею европейских купцов, которые стали бы вывозить оттуда пушнину, минуя пошлины. В царском решении было записано, что "та дорога по государеву указу, от дальних лет в крепкой заповеди с смертною казнью надлежит, чтоб никакой человек тем заповедным путем из большого моря-окиана в Мангазейское море, ни из Мангазейского моря в большой океан никто не ходил"…

Англичане и голландцы к тому времени активно искали проход на восток, и через Мангазею они могли напрямую покупать пушнину. А могли бы пойти и сами осваивать сибирские земли.

"В то же время к моменту запрета мангазейского хода пушнина в западной Сибири была почти выбита. Чтобы сохранять объемы, надо было идти на новые земли, — пояснил начальник отдела сохранения историко-культурного наследия национального парка "Русская Арктика" Евгений Ермолов. — Закрыв Мангазею, правительство побуждало промышленников идти дальше в еще не освоенные земли".

Древние поморские технологии создали возможность стремительного освоения Сибири в XVI–XVII веках. Ирина Скалина/ ТАСС
Древние поморские технологии создали возможность стремительного освоения Сибири в XVI–XVII веках

В 1642 году в городе было знойное лето, в нем вспыхнул крупный пожар, а в 1672 году царь Алексей Михайлович поставил финальную точку на его истории. Население оставило город, переместившись на берега Енисея, в Туруханское зимовье. Так была создана Новая Мангазея, которая "златокипящей" так и не стала.

Мангазея как источник вдохновения

В связи с изменениями конъюнктуры, а отчасти из-за пожаров Мангазея пришла в упадок, была окончательно оставлена в 1677 году и на долгое время забыта. Сейчас на территории старинного города проводятся археологические раскопки.

Тем не менее Мангазея стала опорным пунктом освоения Сибири — отсюда уходили отряды первопроходцев для изучения неизвестных территорий. И эти территории осваивались с невероятной скоростью — тысячи километров были пройдены всего за 70 лет. Евгений Шкаруба отмечает, что накопленный опыт и технологии, в том числе поморского судостроения, как раз и позволили совершить такой невероятный рывок на Дальний Восток.

"Изучая карбасы, изучая старый флот, мы пришли постепенно к пониманию вопросов, как же была освоена Сибирь. Мы поняли, что в этом очень много именно поморского опыта, опыта судостроения, хождения по Арктике, по волокам. Все эти навыки технологические и создали возможность стремительного освоения Сибири в XVI–XVII веках. И постепенно родился такой комплексный проект, посвященный технологиям освоения Сибири".

Участники проекта будут снимать фильм о том, как строился карбас, как проходит плавание. Сама экспедиция будет включать плавучий лекторий. Мореходы будут рассказывать о Мангазейском ходе, об особенностях поморских судов, о своем путешествии и строительстве судов по старинным технологиям.

Завершить строительство карбаса планируется ко Дню Москвы — 9 сентября, а на следующий день его спустят на воду. Дальше деревянный корабль поедет в Великий Устюг и оттуда своим ходом сначала по Сухоне, затем по Северной Двине пойдет в Архангельск. После путешествия в "златокипящую" Мангазею карбас вновь вернется в столицу, где станет экспонатом выставки "Технология открытий" про освоение Сибири в Политехническом музее.

Комплексный проект

В Архангельске на своей верфи Товарищество поморского судостроения строит еще одно судно, экспедиционное — поморскую шхуну. Это классическое деревянное судно 20 м длиной. На нем путешественники смогут побывать в Арктике, Антарктике и в любых точках Мирового океана — в самых сложных условиях арктических морей.

Только благодаря традициям Поморья, где возникла первая в России судостроительная культура, можно построить свое, очень крепкое судно. Ирина Скалина/ ТАСС
Только благодаря традициям Поморья, где возникла первая в России судостроительная культура, можно построить свое, очень крепкое судно

"В нашем клубе "Морские практики" была пластиковая яхта, большая, на ней ходили вокруг света. Это было комфортное, быстроходное судно. Нам было интересно ходить в сложных для мореплавания районах, мы ходили в Арктике: в Гренландии, в Исландии. И начали случаться поломки, мы сломали мачту около острова Пасхи и поняли, что нам нужно построить свое, очень крепкое судно. Ресурс современной пластиковой лодки недостаточен для наших экспедиций, решили построить свое".

Как объяснил Евгений Шкаруба, он с коллегами изучал, как строят суда в Европе, в Америке, в Австралии, Новой Зеландии. И решили, что надо ориентироваться на традиции Поморья, где возникла первая в России судостроительная культура.

Ирина Скалина, при участии Александры Будер