Правило "золотого часа"
Важность работы медицинской службы в армии трудно переоценить. От качества оказания первой помощи, скорости доставки раненых до ближайшего полевого госпиталя напрямую зависит уменьшение потерь на поле боя. Для всех военных медиков существует единый негласный стандарт — правило "золотого часа": чем раньше боец попадет в госпиталь, тем выше шансы на то, что он не погибнет и не останется инвалидом. Нередко для спасения раненых применяют вертолеты, но им необходима безопасная площадка, ведь в эпицентре боестолкновения они попросту не сядут. В таких условиях, как утверждают эксперты, самый надежный транспорт — специализированные медицинские бронемашины.
В Советском Союзе для нужд армии было создано целое семейство специализированных бронированных медицинских машин (БММ). Большинство из них создавались на шасси БТР и БМП. Популярным было семейство БММ на шасси гусеничных боевых машин пехоты БМП-1. Часто встречались в войсках и медицинские варианты бронетранспортера МТ-ЛБ. А специально для десантных частей на базе бронетранспортера БТР-МД была создана линейка бронированных медицинских машин "Травматизм". В Советском Союзе вся эта техника, в большинстве гусеничная, была востребованна и успешно справлялась с задачами, но сегодня безнадежно устарела. О разработке новых бронированных медицинских машин задумались в конце нулевых. При этом приоритет был отдан колесной технике.
Бронированная скорая
Победителем тендера Минобороны России на создание нового медицинского автомобиля в 2016-м году стала компания "Ремдизель" из Набережных Челнов. Производитель предложил уже поверенную на других военных броневиках — "Тигр", "Тайфун" и "Скорпион" — платформу с колесной формулой 4х4 и повышенной противоминной защитой. "Линза", так назвали новую машину, делалась по конкретному тактико-техническому заданию Минобороны совместно с военными медиками, заявил главный конструктор АО "Ремдизель" Игорь Зарахович.
"Ремдизель" создал сразу два варианта защищенного санитарного автомобиля тактического звена. Первый — классический медицинский транспортер, предназначенный для поиска, сбора и вывоза раненых военнослужащих непосредственно с поля боя. В медицинском модуле предусмотрено шесть откидных сидений для раненых или место под размещение двух — четырех носилок. При этом возможна комбинированная перевозка, когда трое получивших легкие ранения размещаются на откидных сидениях вдоль одного борта, а двое тяжелораненых перевозятся на носилках.
Второй вариант — машина для перевозки различного медицинского оборудования, включая каркасный шатер, и развертывания медпункта в любой заданной точке.
По данным производителя, в защищенных санитарных автомобилях "Линза" есть специальные приспособления для извлечения раненых из люков, а также щиты для переноски людей с травмами позвоночника. Санитарная машина оборудована адаптивной гидропневматической подвеской для максимально комфортного передвижения по военным полигонам.
Одно из главных преимуществ "Линзы" — круговая защита 3-го класса. Прочная броня — наследство от старших боевых братьев "Тайфуна" "Тигра" и "Скорпиона". Санитарная бронемашина надежно защищает экипаж и раненых от огня стрелкового оружия, а также отличается усиленной противоминной защитой. Увеличенный дорожный просвет и V-образная форма днища эффективно рассеивают энергию взрыва и отводят в сторону осколки.
Корпус нового российского защищенного санитарного автомобиля выдерживает подрыв на устройстве мощностью до 8 кг в тротиловом эквиваленте под любым из колес. При этом колеса "Линзы" тоже бронированные. Даже если одно из них пробито, "Линза" сможет проехать еще как минимум 50 километров по пересеченной местности. Все эти данные получены в результате многочисленных испытаний на российских полигонах, где машины расстреливали, взрывали и топили в воде. Хорошо зарекомендовали себя машины и в реальных боевых условиях в Сирии.
На смену УАЗам и БТРам
Автомобили — самое массовое транспортное средство во всех видах и родах Вооруженных сил РФ. Много десятилетий одним из самых популярных военных авто в нашей стране был УАЗ-469. Он и сегодня в строю, правда, как говорят эксперты, недалек тот час, когда его полностью заменят современные броневики. Большинство из них сочетают в себе мобильность легкового авто и возможности бронетранспортера.
Сегодня Министерство обороны ставит во главу угла сохранение жизни военнослужащих. С этим связано появление большого количества новой автомобильной бронетехники. При этом машины могут не только перевозить людей, но и позволяют устанавливать различное боевое оснащение. Это могут быть и 30-мм пушки, и зенитно-ракетные комплексы, гранатометы. В результате подразделения получают защищенное мобильное средство доставки экипажа и в тоже время мощное средство огневого подавления противника
Столичная корпорация "Защита" создала "Скорпиона" — для транспортировки личного состава, эвакуации раненых, доставки грузов, ведения разведки, проведения спецопераций и буксировки вооружения. "Военно-промышленная компания" (ВПК) делает бронеавтомобиль "Тигр". Он предназначен для разведки, охраны колонн, патрулирования и огневой поддержки пехоты. Одним из самых современных российских бронеавтомобилей, разработанных с повышенным вниманием к соотношению стоимости и эффективности, является "Стрела", созданная ВПК.
Универсальная "Стрела"
Военно-промышленная компания разработала базовый бронеавтомобиль "Стрела" всего за 1,5 месяца. Впервые машину представили на международном военно-техническом форуме "Армия-2020" в подмосковной Кубинке. Сегодня "Стрела" — целое семейство из шести машин, две из которых — базовый бронеавтомобиль и бронеавтомобиль-амфибия — уже готовы к серийному производству.
"Стрела" может служить в качестве командирской машины, а также защищенного транспортного средства для перевозки личного состава, в том числе медиков и раненых бойцов. Машина оснащена дизелем мощностью 200 л.с., сопряженным с шестиступенчатой механической коробкой передач. Показатель удельной мощности автомобиля составляет 42,5 л.с./т, что более чем достаточно для выполнения большинства поставленных задач. Максимальная скорость "Стрелы" составляет 155 км/ч, а запас хода по топливу — 1000 км.
По данным ВПК, новая бронемашина обладает достаточно высоким уровнем соотношения полной массы и грузоподъемности — при массе 4,9 т она способна перевозить полезную нагрузку до 1 т, при этом обеспечивается баллистическая защита от пуль основных видов стрелкового оружия.
Отличительной особенностью "Стрелы" эксперты называют компактность и авиатраснпортабельность — машина может перебрасываться по воздуху вертолетами типа Ми-8 на внешней подвеске. В базовой версии броневик может перевозить до восьми человек. В салоне есть кондиционер, в моторном отсеке — автоматическая система пожаротушения. Штатная механическая коробка передач может быть заменена на автоматическую.
"Стрела" была разработана конструкторами и инженерами "ВПК" в инициативном порядке. Однако руководство Министерства обороны РФ обратило внимание на эту машину и приняло решение открыть опытно-конструкторскую работу. В планах — создание линейки машин "Стрела". В нее войдет базовая бронемашина, бронированная амфибия — эти образцы уже показывались на "Армии", машина-багги, небронированная машина "Стрела", а также бронированное и небронированное шасси для монтажа вооружения
За счет применения коммерческих комплектующих "Стрела" получилась почти в два раза дешевле бронеавтомобиля "Тигр". Благодаря широкому применению в конструкции узлов и агрегатов гражданских автомобилей "Стрелы" смогут обслуживаться и при необходимости ремонтироваться на развитой сети станций техобслуживания по всей стране. Ряд компонентов машины взаимозаменяем с деталями других образцов разработки ВПК: например, бронедвери и бронестекла "Стрелы" взаимозаменяемы с аналогичными компонентами, установленными на бронемашины "Атлет" и "ВПК-Урал".
В настоящее время ведется разработка и гражданской модификации "Стрелы".
Василий Кучушев, Дмитрий Федюшко