1 июня 2022, 09:30
Статья

От деревянных истребителей до межпланетных станций. К юбилею НПО имени Семена Лавочкина

1 июня 85-летний юбилей отмечает Научно-производственное объединение имени авиаконструктора Семена Лавочкина. В годы Великой Отечественной войны предприятие, входящее сегодня в состав Роскосмоса, выпускало легендарные истребители семейства "Ла". После наступления космической эры инженеры объединения принялись за создание техники для изучения Вселенной, исследовательских полетов к Луне, Венере и Марсу. В честь юбилея рассказываем о ключевых разработках легендарного НПО
Работа над автоматическими станциями "Венера-15" и "Венера-16" в испытательном цехе на космодроме Байконур, 1983 год. Валентин Кузьмин/ ТАСС
Работа над автоматическими станциями "Венера-15" и "Венера-16" в испытательном цехе на космодроме Байконур, 1983 год

Ахтунг! Ла-5 в воздухе! 

Официальным днем рождения Научно-производственного объединения имени Семена Лавочкина считается 1 июня 1937 года.  Первым крупным проектом предприятия стал скоростной истребитель И-301 (позже название было изменено на ЛаГГ-3). Однако самым известным военным самолетом, разработанным в конструкторских бюро Лавочкина в те годы, стал Ла-5 — фронтовой истребитель, гроза летчиков люфтваффе. Несмотря на то что фюзеляж был полностью выполнен из древесины, он отличался надежностью и высокими тактико-техническими характеристиками.   

Производство Ла-5 началось в конце 1941 года на заводе №21 в городе Горький (ныне Нижний Новгород). Первые модели истребителя выпускались с двигателем М-82 мощностью 1700 л.с. конструктора Аркадия Швецова. Максимальная скорость Ла-5 на высоте составляла около 650 км/ч, в то время как ближайший конкурент — немецкий "Мессершмитт-109" мог развивать всего 600 км/ч. 

На вооружение фронтовой истребитель Ла-5 был принят 19 мая 1942 года и с первых дней отлично показал себя в боях. Среди основных качеств нового самолета летчики отмечали легкость управления, высокую маневренность и скорость. Отлично справлялось с задачами и вооружение — две пушки калибра 20 мм конструкторов Бориса Шпитального и Семена Владимирова.

В середине Великой Отечественной высокие боевые качества Ла-5 были уже хорошо известны и противнику. Часто, когда советские машины поднимались в воздух, командование люфтваффе отдельно предупреждало своих летчиков по радиосвязи: "Внимание! Ла-5 в воздухе!"

Несмотря на деревянную конструкцию, Ла-5 отличался живучестью. Ветераны советской военной авиации рассказывали, что даже после серьезных повреждений вражеским огнем некоторые фронтовые истребители штатно приземлялись на аэродромах и после восстановления возвращались в строй. 

Одним из самых известных пилотов Ла-5 стал легендарный Иван Кожедуб. По рассказам фронтовиков, летчик-ас настолько уважительно относился к своей машине, что, приходя на аэродром, отдавал ей воинское приветствие. Летая на Ла-5, трижды Герой Советского Союза Кожедуб сбил 45 немецких самолетов.

Выше скорости звука

В начале эры реактивной авиации конструкторы под руководством Семена Лавочкина создали Ла-176 — первый истребитель со стреловидным крылом. В конце 1948 года на экспериментальном самолете летчик-испытатель Олег Соколовский разогнался до 1105 км/ч, впервые в СССР превысив скорость звука.
 
Однако следующий испытательный полет Соколовского оказался неудачным. В конце 1949 года сверхзвуковой реактивный истребитель Ла-176 потерпел катастрофу из-за внезапно открывшегося "фонаря" (прозрачной части кабины пилота). По данным комиссии, погибший в результате аварии пилот не проверил замки "фонаря", что уже на взлете привело к потере управления и крушению самолета.

Несмотря на аварию, применение в реактивном самолете стреловидного крыла было признано успешным. Идеи и разработки ОКБ Семена Лавочкина были использованы другими знаменитыми конструкторскими бюро. В 1949 году начались испытательные полеты аналогичных самолетов МиГ-17 и Як-50, которые на деле доказали высокие качества предложенной Лавочкиным схемы. Вскоре "МиГ" со стреловидностью крыла 45 градусов был запущен в серийное производство и выпускался до середины 1950-х годов.    

"Умный" перехватчик

В начале 1950-х конструктор Семен Лавочкин одним из первых сосредоточился на внедрении в авиацию ракетного вооружения. В его КБ началось создание зенитных ракет для первого отечественного комплекса С-25 "Беркут", а затем и ракет класса "воздух-воздух" для истребителей.

В 1953-м Лавочкин предложил советскому военному руководству новую систему перехвата с управляемыми ракетами. Проект состоял из трех частей: усовершенствованного в плане летно-тактических характеристик истребителя, специальных авиационных ракет и бортового оборудования, которое могло бы управлять перехватом на расстоянии до 15 км. Самолет, оборудованный новой системой, предназначался для поражения целей на высотах до 20 км, двигавшихся со скоростью до 1200 км/ч.  

В итоге Лавочкиным был создан абсолютно новый самолет с тонким треугольным крылом, сверхзвуковыми боковыми воздухозаборниками и двумя турбореактивными двигателями, установленными в хвосте фюзеляжа. Вооружение Ла-250 включало две ракеты, которые также были созданы в ОКБ легендарного авиаконструктора.  

В системе управления ракетным вооружением была применена новая разновидность единственного в то время базового метода наведения по лучу РЛС — метод параллельного сближения, или, иначе, метод "трехточки" с маневром носителя. В этом методе носитель своим активным маневром при атаке помогал наведению ракет на цель, что позволило значительно упростить и облегчить бортовое оборудование. Ввиду скоротечности атаки управление носителем и пуск ракет осуществлялись теперь не летчиком, а автопилотом, получающим управляющие сигналы от бортового счетно-решающего устройства
По данным из архивов НПО им. С.А. Лавочкина

Так команда конструкторов Семена Лавочкина первой в Советском Союзе заложила основы авиационной автоматизированной системы перехвата, которая в современных вариантах до сих пор применяется в военной авиации.  

От авиации к космосу

9 июня 1960 года Семен Лавочкин скоропостижно скончался от сердечного приступа во время испытаний ракет комплекса ПВО "Даль" на полигоне Сары-Шаган в Казахстане. Его предприятие на несколько лет возглавил легендарный конструктор Владимир Челомей, который в то время занимался разработкой ракет для Военно-морского флота. В 1965-м в судьбе НПО случился новый поворот — в связи с началом космической эры его передали в ведение Министерства общего машиностроения, где были озвучены новые задачи — создавать космические аппараты, исследовательские спутники и новые системы связи. Руководителем назначили Геннадия Бабакина — выдающегося инженера, посвятившего много лет советской космической программе.

По данным НПО имени Лавочкина, с середины 1960-х объединение создало и запустило в космос несколько десятков автоматических межпланетных станций (АМС) для изучения ближнего и дальнего космоса. 15 аппаратов отправились в сторону Венеры, позволив советским ученым провести множество важнейших исследований самой яркой планеты Солнечной системы.

Одним из самых знаковых стал запуск 8 июня 1975 года станции "Венера-9", которая состояла из орбитального и спускаемого аппаратов, а также корректирующе-тормозной двигательной установки. Главной целью девятой "Венеры" была доставка на планету спускаемого аппарата и проведение научных исследований. Полет, длившийся без малого пять месяцев, прошел удачно, и 22 октября 1975 года спускаемый аппарат АМС совершил посадку на светлой стороне Венеры. В этот же день впервые в истории космонавтики аппаратура "Венеры-9" сфотографировала и передала на Землю панораму поверхности далекой планеты.

22 октября 1975 года межпланетная станция "Венера-9", преодолев за 136 суток полета расстояние более 300 млн км, выведена на орбиту вокруг Венеры и стала первым в истории искусственным спутником Венеры. Спускаемый аппарат станции совершил мягкую посадку на поверхность Венеры. Впервые в условиях атмосферы планеты Венера при давлении в 90 раз больше, чем на Земле, и температуре 485 градусов по Цельсию получено уникальное изображение поверхности Венеры на месте посадки
Из сообщения ТАСС

В 1970-х годах станции НПО Лавочкина так часто летали к Венере, что вскоре среди ученых всего мира эту планету начали называть русской. Эксперименты в рамках советской космической программы позволили получить уникальную информацию об атмосфере, околопланетном пространстве и поверхности Венеры. 

А когда потребовалось создать подробную географическую карту планеты, инженеры НПО Лавочкина разработали специальные космические аппараты (КА), которые с помощью радиолокационной аппаратуры могли видеть поверхность даже через мощный облачный слой. В итоге в начале июня 1983 года c космодрома Байконур к Венере отправились первые в мире венерианские аппараты-картографы "Венера-15" и "Венера-16". 

По своей конструкции они почти не отличались от предыдущих АМС, только вместо спускаемых аппаратов у них был установлен комплекс научной аппаратуры. Специально для создания карты Венеры был разработан и новый вид радиолокационной системы, состоящий из радиолокационной станции (РЛС) и радиовысотомера. 

У многих в то время возникал вопрос: "Зачем запускать две одинаковые станции одновременно?" На это в НПО Лавочкина отвечали: во-первых, для повышения надежности — вторая АМС шла дублером, во-вторых, при штатном течении миссии она осуществляла радиопросвечивание Венеры.  

Результатом работы аппаратов-картографов стала обработка 115 млн кв. км поверхности Венеры. На Землю было передано огромное количество снимков с разрешением 1–2 км, что позволило построить специальную гипсометрическую карту, на которую ученые нанесли кратеры, горные хребты и плоскогорья. В итоге было получено наиболее детальное на то время изображение гор Максвелла (самая высокая и обширная горная система Венеры) и прилегающих к ним районов. 

Первопроходческие лунные миссии с участием космических аппаратов НПО им. Лавочкина также вошли в историю мировой космонавтики.  

Полвека назад, 24 сентября 1970 года, возвращаемый аппарат АМС "Луна-16" впервые доставил на Землю образцы лунного грунта общей массой 101 г.

Спектр РГ и новая "Луна"

Одним из самых ярких событий в современной истории НПО им. Семена Лавочкина стал запуск 13 июля 2019 года космической и астрофизической обсерватории "Спектр-РГ". Через три месяца, согласно данным Роскосмоса, завершился этап перелета аппарата в окрестность точки либрации L2 системы "Солнце — Земля" (находится на расстоянии 1,5 млн км от Земли).

8 декабря 2019 года "Спектр-РГ", в основе которого два уникальных рентгеновских телескопа, перешел к режиму сканирования всего звездного неба, который должен продлиться до 2023 года. Цель миссии — исследовать крупномасштабную структуру Вселенной и изучить природу темных материи и энергии. 

В то же время рекордная чувствительность обзора и обширная выборка рентгеновских источников разных типов, которые будут обнаружены в ходе обзора, имеют колоссальный потенциал для новых открытий и позволят вести исследования по всем направлениям современной астрофизики высоких энергий
По материалам пресс-службы Роскосмоса

Следующей важной для российской космонавтики миссией с участием техники от НПО им. Семена Лавочкина должен стать запуск космического аппарата "Луна-25". Проект экспедиции под названием "Луна-Глоб" призван продолжить исследования в околополярной области и окрестностях Южного полюса Луны. 

Василий Кучушев