Беспилотный грузовик
Новый военный "Урал" оснащен рядным четырехтактным двигателем мощностью 240 л.с., автоматической коробкой передач и пневматической тормозной системой. Масса грузового беспилотника в снаряженном состоянии более 6,4 т.
По данным производителя, прототип первого в истории российской армии беспилотного военного грузовика "Урал" создан на шасси с колесной формулой 4 х 4. Автомобиль, управлять которым можно дистанционно, способен перевозить до 5 т различных грузов. Он развивает скорость до 80 км/ч и может преодолевать различные препятствия, включая брод глубиной 70 см.
Неуязвимая ZALA
Беспилотная авиация представлена на форуме "Армия-2022" сразу несколькими крупными производителями. Один из их — компания ZALA AERO (входит в группу компаний "Калашников" госкорпорации "Ростех") — представила широкой публике серийную модель нового квадрокоптера ZALA 421-24. По данным Ростеха, российский беспилотник способен работать в условиях радиоэлектронного противодействия и летать в режиме полного радиомолчания.
Новая ZALA может быть оснащена видеокамерой и тепловизором. Простота в эксплуатации, сравнимая с обычным гражданским коптером, позволяет использовать его одним человеком. При необходимости аппарат можно запускать из движущегося транспорта.
"Фотон" с техническим зрением
Одну из заметных новинок среди беспилотников представила российская космическая отрасль. Самарцы из ракетно-космического центра (РКЦ) "Прогресс" привезли на форум концепт перспективного беспилотника "Фотон-601".
По данным представителей Самарского государственного университета, где разрабатывалась электронная начинка "Фотона", беспилотник самолетного типа сможет работать независимо от навигационных систем. Ориентироваться на местности ему поможет техническое зрение. Основными задачами "Фотона" в зоне боевых действий станет мониторинг местности, передача сведений в командный пункт, наведение и корректировка авиации и артиллерии.
Взлетная масса беспилотника от РКЦ "Прогресс" — 58 кг, автономность полета — до 24 ч, максимальная скорость — 150 км/ч.
БЛА для ВМФ
В скором времени новый беспилотный летательный аппарат (БЛА) вертолетного типа может получить и российский Военно-морской флот (ВМФ). На одной из площадок форума "Армия-2022" разместился опытный образец, напоминающий небольшой вертолет.
Согласно презентационной информации, аппарат, оборудованный электрическим двигателем, может выпускаться в двух вариантах: с максимальной взлетной массой до 280 кг и до 450 кг. Легкий БЛА может служить воздушной мишенью и распространять активные помехи, тяжелый можно оснастить ударным вооружением и также использовать для постановки помех.
Подобные беспилотные вертолеты могут располагаться как на сухопутных аэродромах, так и на палубах кораблей. Легкая версия БЛА может нести до 70 кг полезной нагрузки и подниматься на высоту до 1 700 м. Более крупная модель беспилотника может поднять в воздух до 150 кг и улететь с этим грузом на расстояние до 340 км.
Глубоководные "Юнона" и "Клавесин"
Издалека этот аппарат похож на уменьшенную копию подводной лодки. Желтый цвет "Юноны" также напоминает о субмарине, о которой пели еще знаменитые The Beatles. Однако "Юнона" все же подводный поисковый робот, разработанный центральным конструкторским бюро "Рубин" (ЦКБ "Рубин" входит в Объединенную судостроительную корпорацию).
Новая разработка российских инженеров, как указано в сопроводительных буклетах, предназначена для подводных поисковых и осмотровых работ, в том числе в рамках спасательных операций, картографирования, а также для исследования дна акваторий.
Максимальная глубина погружения "Юноны" — 1 м, предельная скорость хода — 3 м/с, автономность работы под водой — 6 ч. Аппарат оснащен гидролокатором, видеокамерой, приемником спутникового навигационного сигнала, датчиками измерения скорости звука, давления и температуры, радиосвязью и Wi-Fi.
"Клавесин-2Р" — еще одна новинка от "Рубина". Научно-исследовательский глубоководный аппарат способен погружаться на глубину до 6 км и может быть использован как в прибрежной, так и в океанской зоне. Четырехтонный аппарат способен на одном заряде аккумуляторов проплыть под водой до 150 км.
"Клавесин" оснащен цифровой фотосистемой, все данные с которой будут передаваться на специальную станцию управления. Аппарат может работать как в полностью автономном режиме, так и при помощи дистанционного управления по гидроакустическому каналу связи.
Устойчивый "Охотник"
Среди новинок в области традиционного вооружения следует отметить боевой модуль "Охотник", получивший надежную систему стабилизации.
Модуль от НПО "Электромашина" (входит в концерн "Уралвагонзавод" Ростеха) оснащен гироскопической системой, которая обеспечивает стабилизацию конструкции в двух плоскостях, а в морском исполнении — в трех.
Как ранее сообщал ТАСС, обновленный "Охотник" обладает возможностью диагностики исправности системы, укомплектован дневной камерой, дальномером, тепловизором и автоматом сопровождения цели.
Предполагается, что модуль можно использовать в качестве основной или вспомогательной системы вооружения для гусеничной и колесной военной техники. Кроме того, "Охотник", оснащенный пулеметом, можно устанавливать на морские и речные корабли, десантные катера, башни укрепрайонов и пропускных пунктов ФСИН, ФСО, ФСБ и Росгвардии.
Универсальный радиоразведчик
Модернизированная станция мониторинга линий связи ОПК-32Д2М, построенная на шасси автомобиля "Камаз 1340", в скором времени может стать "глазами" и "ушами" современной российской армии. По данным производителя — холдинга "Росэлектроника" (входит в госкорпорацию "Ростех"), станция способна видеть и распознавать источники радиоизлучения в диапазоне от 1,5 до 30 МГц в режиме реального времени на расстоянии до 2 500 км. Кроме этого, комплекс может одновременно сопровождать до 100 выявленных целей.
Подготовил Василий Кучушев