1 ноября 2022, 07:00
Статья

Десять лет на заводе-гиганте "Севмаш". Каких успехов достигла ведущая верфь России

ТАСС — о том, как изменилась жизнь предприятия за десять лет под руководством Михаила Будниченко

Десять лет на заводе-гиганте "Севмаш". Каких успехов достигла ведущая верфь России
Генеральный директор ОАО "ПО "Севмаш" Михаил Будниченко

Десять лет назад Севмашпредприятие возглавил Михаил Будниченко. 28 октября 2012 года решение о назначении Михаила Анатольевича на ответственный пост принял совет директоров ОАО "ПО "Севмаш". 

Исполнять обязанности генерального директора "Севмаша" Будниченко начал еще в марте 2012 года. Ему пришлось стать ответственным за завод-гигант, за его 26-тысячный коллектив при задолженности невозвратных долгов, которые приближались к 9 млрд. Однако управление Будниченко принесло результаты. В частности, предприятию удалось выполнить огромные производственные задачи по реализации гособоронзаказа (ГОЗ), завершению строительства МЛСП "Приразломная", модернизации авианосца для Индии. 

Выручка и показатели

Большая работа была проделана по улучшению финансово-экономических показателей. В итоге за десять лет, по данным "Севмаша", объем производства в плановой трудоемкости увеличился в 1,4 раза. Наблюдается устойчивый рост выручки более чем в 2 раза, что обусловлено прежде всего увеличением объемов производства по контрактам гособоронзаказа.

Министр обороны России Сергей Шойгу и генеральный директор ОАО "ПО "Севмаш" Михаил Будниченко (в центре)

Как рассказали ТАСС на предприятии, за период с 2013 по 2022 год была получена чистая прибыль в сумме более 47 млрд рублей. Это позволило заводу не только ликвидировать ранее полученный убыток, но и создать источники для ежегодного финансирования мероприятий по обновлению основных фондов, а также безусловного выполнения мероприятий коллективного договора (в том числе направленных на оздоровление работников и социально-культурную активность).

"Чистые активы верфи с 2012 по 2022 год возросли в 8,4 раза. Это является позитивным моментом, означающим рост собственных средств, способствующих наращиванию производственных мощностей предприятия. Объем финансирования инвестиционной программы в период с 2012 по 2022 год увеличился в 6 раз", — рассказал ТАСС гендиректор верфи.

По данным "Севмаша", рост численности работников с 2012 по 2022 год составил 24%. И на сегодняшний день на предприятии трудится порядка 30 тыс. человек. В целях привлечения и закрепления квалифицированного персонала с 2012 по 2022 год обеспечено повышение заработной платы в 2,7 раза.

Завод под руководством Будниченко наращивает обороты. В приоритете, конечно, выполнение гособоронзаказа. Ритм жизни "Севмашу" задают сходящие со стапелей корабли четвертого поколения.

"За десять лет Военно-морскому флоту (ВМФ) РФ передано девять кораблей, в цехах строится группировка ракетоносцев модернизированных проектов "Ясень-М" и "Борей-А" плюс модернизация корабля проекта 11442М, — сказал Будниченко. — У предприятия серьезная кораблестроительная программа. Только в 2021 году флоту передано сразу три атомных подводных крейсера: АПЛ "Казань", "Новосибирск" и "Князь Олег". Такого количества кораблей за один год мы не сдавали много лет".

По его словам, также выполнена закладка двух стратегических АПЛ — "Дмитрий Донской" и "Князь Потемкин". "В этом году завершены испытания АПЛ "Белгород", атомоход уже передан заказчику. Готовится к передаче ВМФ АПЛ "Генералиссимус Суворов", идут испытания в море атомной подводной лодки "Красноярск". Объем загрузки вполне сравним с советским периодом. Задачи стоят огромные, тем не менее они по плечу коллективу, в профессионализме которого я уверен. Я вижу, что кораблестроители любят и знают свое дело", — рассказал генеральный директор судостроительной верфи.

Спуск на воду атомной подводной лодки "Красноярск" в Северодвинске, 30 июля 2021 года

Именно на "Севмаше" шло становление Михаила Будниченко и как производственника, и как руководителя. Вместе с заводом он переживал трудные 1990-е и тогда в ранге заместителя начальника стапельно-сдаточного цеха №55 по подготовке производства находил пути выхода цеха из трудной ситуации. Позже, уже в ранге заместителя генерального директора по 3-му производству, сумел дать новый импульс развитию заводской металлургии и машиностроения. Затем — назначение на должность первого заместителя генерального директора по производству, и спустя несколько лет Будниченко возглавил "Севмаш". Завод стал для руководителя воплощением новых идей и новаторства. К предприятию и всему, что с ним связано, он питает особые теплые чувства. 

Например, так руководитель отзывается о заводе и его коллективе: "Работники "Севмаша" уникальны. Это люди высочайшей квалификации, высокой внутренней дисциплины. Другие у нас не приживаются. Человек, который прикасается к кораблестроению однажды, влюбляется в свое дело и делает его с полной самоотдачей, и не только за зарплату, а еще из-за любви к профессии. Это главная отличительная черта коллектива "Севмаша" — великолепного, компетентного и очень грамотного".

Модернизация мощностей завода

Будниченко прикладывает много усилий, чтобы работать на "Севмаше" было интересно и безопасно, и делает все возможное, чтобы предприятие развивалось. 

По данным пресс-службы предприятия, за минувшие десять лет выполнен беспрецедентный объем работ по модернизации мощностей, сопоставимый разве что с советским периодом.

Главной целью реконструкции и технического перевооружения АО "ПО "Севмаш" стало создание современного, высокоэффективного и конкурентоспособного судостроительного предприятия с современными технологическими процессами. 

Корпусообрабатывающий цех №5

С 2007 года "Севмаш" участвует в реализации федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации". В нее вошли мероприятия по модернизации практически всех основных производств. В частности, реализовано 20 мероприятий, в рамках которых модернизированы машиностроительное и корпусное производства, наливной бассейн, слип цеха №42, комплекс стендов акустических и аэродинамических испытаний, объекты обеспечения ядерной и радиационной безопасности, реконструирован транспортно-передаточный комплекс с увеличением его грузоподъемности более чем в 10 раз на базе четырех новых буксиров и транспортного понтона. 

Завершается реализация семи мероприятий, предусматривающих модернизацию неметаллического, металлургического производств, эллинга №1 ССП, набережных №1 и №3 и других, за счет бюджетных инвестиций закуплено уникальное оборудование для КСП, цехов №5 и №4, крановое оборудование, а за счет собственных средств в рамках программы технического перевооружения приобретены станки, газосварочное оборудование для деревообрабатывающего и металлургического производств, техника для автомобильного, железнодорожного транспорта, воднотранспортного цеха и многое-многое другое.

Главный механический цех №4

"Севмаш" меняется буквально на глазах, — рассказывает Михаил Анатольевич. — Модернизация — непрерывный процесс, который дает нам техническую и технологическую готовность выполнять те работы, которые потребуются ВМФ".

Социальная сфера

Будниченко считает важным для себя как генерального директора и решение социальных вопросов. Основным инструментом для их реализации является коллективный договор. Этот документ способствует формированию и укреплению положительного имиджа "Севмаша" и его социальной привлекательности.

Пункты колдоговора направлены на обеспечение поддержки работников предприятия, членов их семей и неработающих пенсионеров — бывших заводчан через систему гарантий, компенсаций и льгот. Введена ежегодная выплата многодетным родителям, имеющим троих и более детей; для одиноких матерей предусмотрена ежемесячная компенсация оплаты содержания детей в детском саду в размере 1 500 рублей; студентам, заключившим договор о целевом обучении, ежемесячно выплачивается дополнительная стипендия; для молодых работников предусмотрена компенсация оплаты питания, проживания.

На протяжении всех десяти лет руководства Михаила Будниченко ежеквартально выплачивается 13-я заработная плата. "Еще одна мера поддержки корабелов — жилищная программа, которая родилась десять лет назад. Приоритетной задачей программы является обеспечение доступности строящегося жилья для работников предприятия. За десять лет построено девять многоквартирных домов — это 663 квартиры общей площадью 39,647 тыс. кв. м", — отметил глава крупнейшего судостроительного завода.

Будниченко добавил, что "Севмаш" продолжит строить доступное жилье для корабелов и частично возмещать проценты по ипотечным кредитам участникам жилищной программы. Надо помогать людям, создавать им комфортные условия для жизни и работы.

Работники "Севмаша" имеют возможность поправить свое здоровье в санатории-профилактории "Севмаш" и отдохнуть в южных здравницах предприятия "Орбита" и "Северный". Завод помогает в улучшении их материально-технической базы. "Благодаря анализу и экономическому предвидению генерального директора Михаила Анатольевича при вхождении Крыма в состав России была выкуплена земля ОЛЦ пансионата "Северный", — говорит директор заводской здравницы Юрий Касич. — Могу сказать, что на данный момент кадастровая стоимость земли значительно возросла. И второе — это наш пляж, песчаный, на котором любят отдыхать, загорать, купаться в море корабелы. В марте 2022 года оформлен договор аренды земли сроком на 49 лет".

Будниченко пользуется заслуженным авторитетом на правительственном уровне, у руководителей Объединенной судостроительной корпорации, предприятий кооперации, проектных организаций и военных. Его уважают как сильного руководителя, за плечами которого огромный опыт принятия стратегически важных решений. 

28 октября в Санкт-Петербурге состоялось заседание совета директоров АО "ПО "Севмаш". Управленческий орган продлил полномочия Будниченко в должности генерального директора крупнейшего судостроительного предприятия России еще на пять лет. Председатель совета директоров АО "ПО "Севмаш" Владимир Королев отметил эффективное и динамичное развитие предприятия под руководством Михаила Будниченко.

Статья подготовлена Объединенной военной редакцией

ТАСС благодарит за помощь в подготовке материала пресс-службу "Севмаша"