Обсуждение возможности передачи Францией Украине истребителей ведется полтора года. Весной 2023 года газета Le Figaro утверждала, что 30 украинских пилотов уже переучиваются на Mirage, а в сентябре французский портал Intelligence Online рассказал, что Киев и Париж близки к заключению соглашения о передаче Mirage Украине. В феврале текущего года Макрон по завершении конференции по поддержке Украины, состоявшейся в Париже, заявил, что Пятая республика не ведет переговоров о поставках таких самолетов. Однако днем ранее итогового заявления Макрона президент Украины Владимир Зеленский сообщил, что украинская сторона обсуждает возможную поставку этих истребителей.
6 июня 2024 года президент Франции рассказал о планах передачи Киеву неназванного количества истребителей Mirage 2000-5 и обучения летчиков. Газета Le Monde предположила, что Париж может передать Киеву самолеты, которые на протяжении многих лет Катар безуспешно пытался продать Индонезии. В феврале Джакарта отказалась закупать у Дохи 12 подержанных истребителей французского производства на сумму около €700 млн. Отмечается, что данная модификация — наиболее возрастная на вооружении ВВС Франции. Издание La Tribune Dimanche допустило, что Франция сможет передать Украине не более шести Mirage, а остальные машины ей придется искать в других странах. При этом сам Киев, по заявлению президента Украины Владимира Зеленского, желает заполучить более современные истребители Eurofighter EF-200 Typhoon.
Наконец, в октябре текущего года министр вооруженных сил Франции Себастьен Лекорню допустил, что Украина сможет использовать бывшие в употреблении Mirage 2000 в первом полугодии 2025 года. Глава военного ведомства отметил, что истребители будут модернизированы: обзаведутся новыми средствами поражения класса "воздух — поверхность" и получат станции радиоэлектронной борьбы.
Натовский служака
Истребитель, который хочет получить Украина, разработан французской компанией "Дассо Авиасьон" (Dassault Aviation), совершил первый полет в 1978 году, а в 1984-м был принят на вооружение ВВС Франции в качестве перехватчика. По данным производителя, максимальная взлетная масса самолета — 17,4 т, двигатель SNECMA M53-P2 разгоняет самолет до более чем двух скоростей звука.
У самолета имеется десять внешних точек подвеса вооружения, на которых могут располагаться управляемые ракеты и авиабомбы. Для ближнего боя "Мираж" оснащен двумя 30-миллиметровыми автоматическими пушками. Издание Forbes сообщает, что Украина может рассчитывать на "Миражи-2000" в варианте D — сейчас они выводятся из состава ВВС и заменяются современными "Рафалями" (Rafale). Технические характеристики двухместного Mirage 2000D позволяют ему запускать современные крылатые ракеты SCALP-EG и Storm Shadow, которые западные партнеры уже передают Киеву.
Самолет экспортировался в Бразилию, Грецию, Египет, Индию, Катар, ОАЭ и Перу. Сейчас в мире эксплуатируется более 500 машин данного типа. Сколько из них потеряно в боевых условиях или катастрофах, неизвестно. По данным из открытых источников, "Миражи" принимали участие в бомбардировках НАТО боснийских сербов в 1995 году, при этом один самолет был потерян. Уничтоженный "Мираж-2000D" был сбит ракетой переносного комплекса "Игла" с тепловым наведением, оба пилота попали в плен. Самолеты участвовали в боевых действиях в Афганистане 2001–2021 годов.
Призрачные надежды
Как и в случае с американским истребителем F-16, эксперты и официальные лица, включая украинские, выражают сомнения, что "Миражи" на Украине окажут заметное влияние на ход специальной военной операции и вообще надолго задержатся в стране в случае их поставок Киеву.
Представитель Воздушных сил Украины Юрий Игнат заявлял, что Украине нужны более современные машины. "Mirage 2000 — это устаревшая модель. Во Франции и в Европе есть гораздо лучшие самолеты, поэтому рассматриваем эти самолеты", — сказал он. Ранее Игнат говорил о получении F-16 как о приоритете, отмечая, что Воздушные силы не смогут обслуживать иностранные самолеты различных типов, обучать летчиков на разные истребители.
К тому же "Мираж" имеет треугольное крыло и создан по схеме "бесхвостка" — у него есть киль, но отсутствует стабилизатор. Такая нечасто применяемая конструкция имеет особенности пилотирования, что может внести дополнительные сложности в процесс переучивания летчиков.
Технические характеристики не дадут "Миражам" и F-16 на равных участвовать с российскими истребителями в воздушном бою. "Теперь пришла очередь "Миражей". Как платформа — да, он способен выполнять задачи, у него девять точек подвески, — прокомментировал глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов возможные поставки Украине западных истребителей в эфире телеканала "Россия 24". — Как оппонент для наших современных истребителей в воздушном бою — без шансов абсолютно для "Миража". Абсолютно вам ответственно заявляю. F-16 тоже, кстати, примерно с таким же результатом".
По мнению аналитиков, каждый образец западной военной техники, уничтоженный на Украине, вызывает репутационные потери его производителя, поэтому иностранные государства обсуждают не столько поставки новейших истребителей, сколько передачу устаревающих машин, выводимых из эксплуатации.
Ранее вместо передачи Киеву истребителей Франция сосредоточилась на поставках ракетно-бомбового оружия. В конце февраля президент Франции Эмманюэль Макрон, подводя итоги конференции по поддержке Украины, прошедшей в Париже, анонсировал создание коалиции по поставкам Киеву дальнобойного вооружения.
Перед этим Себастьен Лекорню заявлял о намерении Франции ежемесячно поставлять Киеву по 50 авиационных бомб AASM HAMMER, адаптированных под самолеты советского образца. Боеприпасы являются результатом дооснащения неуправляемых авиабомб модулями 276, 500 и 1 000 кг, повышающими их характеристики. Модули превращают бомбы в высокоточные планирующие боеприпасы с наведением по заданным координатам цели или лазерной подсветке.