5 апреля, 10:40
Статья

Ждут на передовой: как авиация защищает российское небо

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в госкорпорацию "Ростех") поставила первую в этом году партию фронтовых бомбардировщиков Су-34 в войска. Самолеты изготовлены на Новосибирском авиационном заводе им. В.П. Чкалова. Даже в условиях значительно выросшего гособоронзаказа (ГОЗ) ОАК передала машины в срок. ТАСС — о том, как авиапроизводители наращивают выпуск самолетов и какие изменения произошли в боевой авиации в течение минувшего года
Су-34. Вадим Савицкий/ пресс-служба Минобороны РФ/ ТАСС
Су-34

Больше самолетов, боевых и гражданских

"Предприятия Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха строго выполняют свои обязательства в рамках гособоронзаказа и поставляют самолеты в войска", — заявил ТАСС первый заместитель генерального директора госкорпорации "Ростех" Владимир Артяков.

Есть полное понимание того, что новые машины ждут на передовой. Наши авиационные заводы вышли на ритмичные поставки самолетов. Например, в прошлом году ОАК по ряду позиций обеспечила поставку военной техники с опережением графиков. Это при том, что объемы производства по отдельным типам машин увеличены на десятки процентов. В этом году мы планируем дальнейшее наращивание выпуска самолетов военно-транспортной и оперативно-тактической авиации в соответствии с потребностями Минобороны России
Владимир Артяков
первый заместитель генерального директора госкорпорации "Ростех"

"Новые партии машин находятся на заводах в разной степени готовности, — добавил Артяков. — Над производством самолетов военной авиации работают предприятия Ростеха по всей России — от Московского региона до Дальнего Востока. Сотрудники ОАК и всех задействованных в производстве авиатехники предприятий Ростеха работают с максимальной отдачей".

Су-57. Пресс-служба ОАК/ ТАСС
Су-57

"Мы нарастающими темпами обеспечиваем производство самолетов пятого поколения Су-57, — рассказал ТАСС генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь. — Увеличили объемы производства военно-транспортных самолетов. Продолжаем выполнять задачи по программам стратегической авиации".

Первый замглавы Ростеха добавил, что авиационные предприятия сегодня работают в очень жестких условиях — ведь помимо выполнения ГОЗ авиастроители выполняют амбициозную программу по гражданскому авиастроению, создавая полностью отечественные пассажирские лайнеры на российских мощностях. "Предприятия должны разработать и наладить серийное производство внушительного перечня отечественных авиационных систем и агрегатов, буквально от кнопки на летной панели в кабине самолета до авиационного двигателя, — сказал Артяков. — Мы делаем все возможное и невозможное, чтобы дать стране крылья как можно быстрее".

В настоящее время в России реализуется масштабная программа насыщения российского рынка авиаперевозок отечественными машинами взамен постепенно выбывающих иностранных. Уже существующий парк региональных самолетов Superjet 100 дополнится импортозамещенными SJ-100. Также ОАК работает над пассажирскими самолетами МС-21, Ил-114-300, наращивает объем выпуска лайнера Ту-214.

В небе спецоперации

Бомбардировщики Су-34, которые Ростех передал Воздушно-космическим силам (ВКС) России, сочетают в себе высокие пилотажные качества (машина разработана на базе сверхманевренного истребителя Су-27), большую грузоподъемность, защищенность экипажа, находящегося в титановой бронекапсуле, и современные технологии. Российские летчики называют его "Утенком" за характерный приплюснутый нос широкой кабины с рядным расположением сидений. В ряде западных изданий самолет получил прозвище Hellduck — "Адская утка". В спецоперации Су-34 широко применяются для сброса авиабомб с УМПК — модулем, превращающим неуправляемый боеприпас в высокоточное оружие большой дальности. Сброшенная с самолета, такая бомба пролетает десятки километров и поражает цель с минимальным отклонением.

Су-34. Марина Лысцева/ ТАСС
Су-34

"Именно планирующие авиабомбы все чаще называют одним из ключевых факторов, повышающих эффективность воздушной поддержки наступательных действий на разных участках фронта, — рассказал в беседе с ТАСС исполнительный директор отраслевого агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. — Уничтожение различных целей, в том числе хорошо укрепленных, деморализация противника — эти факторы позволяют захватывать отдельные опорники и целые населенные пункты с меньшими потерями. При этом высокая мобильность носителей такого бомбового вооружения позволяет оперативно реагировать на обнаружение целей: массированный авиаудар по любой точке на линии боевого соприкосновения нанести быстрее, чем перебросить артиллерию".

В минувшем году Ростех неоднократно отчитывался о поставке в войска многофункциональных истребителей Су-35С и Су-30СМ2. Самолеты патрулируют воздушное пространство, применяя по уцелевшим самолетам украинских вооруженных сил авиационные ракеты "воздух — воздух" большой дальности. Министерство обороны РФ сообщило, что экипажи истребителей Су-35, ищущие воздушные цели на авдеевском направлении, не дают противнику возможности даже подняться с аэродрома базирования.

Продолжает развиваться стратегическая авиация. Так, в 2023 году к госиспытаниям приступил первый опытный модернизированный стратегический ракетоносец Ту-160М, а глубоко модернизированный ракетоносец Ту-95МСМ совершил испытательный полет. Годом ранее впервые поднялся в воздух Ту-160М, построенный "с нуля" по программе возобновления производства этих грозных машин. "Стратеги" участвуют в спецоперации, нанося удары высокоточными ракетами большой дальности по объектам военной инфраструктуры Украины.

Передовые разработки

За минувший год отечественные авиастроители запатентовали модульную модификацию легкого тактического самолета Су-75 Checkmate со сменной головной частью фюзеляжа (при этом уточняются очертания планера самолета). Патенты получили способ снижения радиолокационной заметности летательных аппаратов за счет использования элементов их конструкции в качестве антенн, многофункциональный двухместный малозаметный самолет тактической авиации. Для истребителя пятого поколения Су-57 разработана первая деталь на основе бионического дизайна, а в конструкции используются элементы, выполненные способом трехмерной печати.

Ожидается, что во второй половине этого года начнется серийное производство тяжелых ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) "Охотник". Беспилотник будет обладать способностью действовать совместно с истребителем, поражая воздушные и наземные цели.

Сотрудники КБ оперативно-тактической авиации, опираясь на огромный опыт боевой эксплуатации самолетов, ведут работу по ряду новых перспективных проектов в сегменте боевой авиации, что расширит возможности наших Вооруженных сил
Юрий Слюсарь
генеральный директор ОАК

"Концепция перспективных многофункциональных истребителей следующего поколения, разрабатываемых сейчас в США и Западной Европе, предусматривает их применение в самом активном взаимодействии с БПЛА, — сообщил ТАСС Андрей Фомин, главный редактор журнала "Взлет". — По сути, предполагается создание интегрированной системы оружия, включающего пилотируемый боевой самолет — "ведущий" боевой группы — и относительно небольшие и недорогие беспилотники различного назначения — "верные ведомые" с высоким уровнем автоматизации и искусственного интеллекта, которые могут координироваться с его борта и обмениваться с ним необходимой боевой информацией. Эти "верные ведомые" будут вести разведку и целеуказание, обеспечивать подавление ПВО, решать задачи огневого поражения целей противника, тем самым минимизируя риски потери крайне дорогостоящего пилотируемого самолета-ведущего и его экипажа".

Тяжелые. Транспортные. Наши

Генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь заявил ТАСС, что инженеры и конструкторы продолжают работу над развитием военной авиации. Так, по его словам, уже сегодня закладываются основы для создания перспективных самолетов военно-транспортной авиации легкого и сверхтяжелого классов.

О развитии линейки "сверхтяжей" сообщало ПАО "Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина" (ПАО "Ил" в составе ОАК) в 2023 году. Кроме того, по заявлению главы ОАК, в качестве дивизиона транспортной авиации ПАО "Ил" работает над заменой всех транспортных машин семейства "Антонов". В частности, разрабатывается новый военно-транспортный самолет Ил-212 с турбореактивными двигателями ПД-8. Об этом рассказал министр обороны России Сергей Шойгу, добавив, что новинка придет на смену устаревающим Ан-26 и Ан-72. Новый самолет будет отличаться повышенной грузоподъемностью, дальностью полета, у него будут упрощены заправка и обслуживание. Машина сможет использовать необорудованные грунтовые полосы и летать в арктическом климате.

"Антонов", оставшийся за границей

В Советском Союзе конструированием самолетов для военно-транспортной авиации занималось опытно-конструкторское бюро (ОКБ) Антонова. Свою историю оно вело от ОКБ-153 под руководством Олега Антонова, которое было создано при Новосибирском авиазаводе им. В.П. Чкалова в мае 1946 года. С 1952 года ОКБ базировалось в Киеве, а после смерти авиаконструктора стало носить его имя. Конструкторское бюро проектировало любые типы транспортных самолетов — от легкого универсального биплана Ан-2 до шестимоторного гиганта Ан-225 "Мрия" как элемента авиационной транспортной системы для космической программы "Энергия — Буран". Военно-транспортные Ан-12 и Ан-26 широко применяются Вооруженными силами РФ и сейчас. После прекращения существования СССР и провозглашения Украиной независимости был образован авиастроительный концерн "Антонов". В новейшей истории "Антонов" был связан с российскими авиапроизводителями, совместно с ними строя гражданские самолеты Ан-140 и Ан-148. После того как в 2014 году на Украине сменилась власть, "Антонов" фактически разорвал все связи с Россией, в компании начался кризис из-за сложности поиска новых рынков, а выпуск самолетов упал до единиц в год. В 2016 году предприятия авиаконцерна "Антонов" были переданы концерну "Укроборонпром".

ОАК продолжает поставки модернизированных военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А.

Ил-76МД-90А. Пресс-служба ОАК
Ил-76МД-90А

Первая серийная машина была передана Воздушно-космическим силам РФ в 2019 году. С тех пор Вооруженные силы РФ регулярно получают эти новейшие машины. Модернизированный транспортник, основа Военно-транспортной авиации, получил более мощные двигатели ПС-90А-76, усиленные крыло и шасси, цифровую бортовую электронику и "стеклянную кабину" с многофункциональными дисплеями вместо аналоговых приборов. В ноябре опытная модернизированная машина впервые в ходе испытаний совершила посадку и взлет с грунта. В течение 2023 года Ростех неоднократно отчитывался о передаче Ил-76МД-90А.

В конце минувшего года Юрий Слюсарь рассказал, что авиастроители планируют выйти на выпуск по меньшей мере 18 самолетов Ил-76МД-90А в год.

Экспортный потенциал российских боевых самолетов

Международные выставки вооружений, прошедшие за последние годы, показали, что интерес к российскому оружию лишь растет, а Россия активно предлагает вооружение инозаказчикам. К примеру, на международной выставке World Defense Show 2024 российская экспозиция увеличилась вдвое по сравнению с 2022 годом.

Ил-76МД-90А. Анастасия Савиных/ ТАСС
Ил-76МД-90А

Ил-76МД-90А в экспортном варианте стал главной российской премьерой на международной авиационно-космической выставке Dubai Airshow 2023. Тяжелый транспортник стал частью зарубежной экспозиции впервые за 30 лет. Генеральный директор "Рособоронэкспорта" Александр Михеев сообщил журналистам, что российский спецэкспортер ведет с потенциальными инозаказчиками переговоры на поставку 40–50 машин данного типа.

Самолеты, произведенные на мощностях Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха, и Су-35С, и Су-34, и Су-30СМ, показывают свои преимущества в реальных боевых условиях. Безусловно, мы этим гордимся. Кроме того, обратная связь в результате эксплуатации техники позволяет нашим инженерам и конструкторам оперативно совершенствовать машины и обеспечить модернизацию на более высоком технологическом уровне с применением современных цифровых технологий, в том числе элементов искусственного интеллекта
Юрий Слюсарь
генеральный директор ОАК

"Нет сомнений, что за результатами боевого применения отечественных самолетов и вертолетов внимательно следят и потенциальные покупатели нашей авиатехники за рубежом, — поделился в беседе с ТАСС мнением Андрей Фомин. — Одно дело — самолет, прошедший испытания в полигонных условиях или на учениях с условным противником, и совсем другое — показавший себя в условиях реального вооруженного противодействия, с использованием современных западных систем оружия. Привлекательность закупки такой техники, прошедшей проверку в бою, конечно, повышается".

"Доходность контрактов по линии ВТС, как правило, достаточно высока, — рассказал ТАСС исполнительный директор отраслевого агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. — Мы помним, что именно успехи в продаже истребителей четвертого поколения позволили России в период тяжелого экономического кризиса не только сохранить костяк авиапромышленности, но и создать истребители поколения 4+, заложить фундамент для создания поколений 4++ и 5. Поэтому развитие ВТС и наращивание экспортных поставок — весьма желательный результат для нашего авиапрома".

Виктор Бодров