14 февраля, 04:00
Статья

"В Индии доверяют российским истребителям": летчица Суман Шарма о любви к РФ и ее авиации

Суман Шарма. Личный архив Суман Шармы
Суман Шарма

Суман Шарма — первая в истории представительница Индии, пилотировавшая российские истребители МиГ-35 и Су-30МКИ. Сейчас летчица является военкором журнала Defence and Security Alert, но по-прежнему неравнодушна к российской авиации и хочет полетать на Як-130. В рамках авиасалона Aero India 2025 в Бангалоре Шарма рассказала ТАСС, почему в Индии десятилетиями предпочитают самолеты, созданные в России, а также выразила уверенность, что ее страна примет помощь старого надежного партнера при создании истребителя пятого поколения.

Суман родилась в семье военных, ее отец был офицером Военно-морского флота Индии, брат — армейским офицером. Сама она также решила пойти по военной стезе: служила в армии Индии, работала инструктором в Индийской академии подготовки офицеров. В настоящее время бывшая летчица получила диплом Делийского университета и профессионально занимается журналистикой. "Меня всегда привлекало все, что связано с национальной обороной: вооружение и военная техника. Именно поэтому я и стала пилотом. Даже сейчас я пишу статьи на военную тематику для профильного ежемесячного журнала", — отмечает Шарма.

Несмотря на то что положение большинства женщин в индийском социуме до сих пор остается подчиненным, Шарма отмечает, что в Индии отсутствует гендерная дискриминация по отношению к женщинам, избравшим для себя военную карьеру. "Для полетов на истребителях летчицы проходят те же испытания и процедуру отбора, что и мужчины. Поэтому дискриминации как таковой у нас нет, однако женщины еще никогда не участвовали в военных действиях и конфликтах. Тем не менее я уверена, что постепенно этот подход изменится. Если ты хороша в своем деле, то ничто не сможет тебя остановить. Я верила в себя, в упорный труд, а моя семья всегда меня поддерживала. Родители никогда не чинили препятствий, когда я следовала своей мечте", — говорит летчица.

Любовь сквозь годы

Шарма впервые пилотировала российский многофункциональный легкий истребитель поколения "4++" МиГ-35 в рамках авиасалона Aero India 2009. В течение карьеры ей также довелось летать на многоцелевом истребителе Су-30МКИ, производящемся в Индии по российской лицензии и до сих пор составляющем основу истребительного авиационного парка страны.

Истребители Су-30МКИ ВВС Индии. AP Photo/ Aijaz Rahi
Истребители Су-30МКИ ВВС Индии

"Российские истребители превосходны, и индийские ВВС использовали их с самого начала — 1950-х и 1960-х годов. Именно поэтому они составляют основу боевого флота индийских ВВС. Все эти годы Россия была надежным партнером Индии по обороне. Именно истребители вашей страны применялись Индией в ходе всех войн, использовались в боях на передовой. Поэтому — да, эти самолеты превосходны. Результаты их боевого применения всегда были отличными", — говорит Суман.

Представительница Индии летала на двухмоторных МиГ-35 и Су-30МКИ и отмечает их устойчивость и стабильность. По ее словам, двухмоторный истребитель всегда считается более безопасным, чем одномоторный. "Мой опыт показал, что они великолепны по характеристикам и возможностям", — уточнила летчица.

Рок-звезда и шоу-стоппер

В ходе Aero India 2025 Суман получила возможность лично опробовать VR-тренажер новейшего российского многофункционального истребителя пятого поколения Су-57Э, представленного на стенде "Рособоронэкспорта" (организатора объединенной российской экспозиции). "Я получила отличный опыт. Симулятор очень современный, маневренность великолепная. Работа на этом тренажере дала мне совершенно реалистичный опыт управления истребителем Су-57Э. Я находилась на земле, но в то же время как будто по-настоящему управляла самолетом. Замечательный симулятор", — говорит она.

Личный архив Суман Шармы

Новейший российский истребитель впервые показывается в Индии в рамках авиасалона в Бангалоре и, по оценке сообщества, стал самым интересным его экспонатом.

Индийская летчица в течение многих лет дружит с заслуженным летчиком-испытателем Героем России Сергеем Богданом, показывающим мастерство высшего пилотажа на Су-57Э в ходе Aero India. Суман познакомилась с российским летчиком в ходе международного авиационно-космического салона (МАКС) в 2011 году. "Сергей — отличный пилот. Он великолепно демонстрирует маневренность истребителя и показал всем, что у новейшего российского истребителя пятого поколения большие возможности. Со мной согласно большинство индийских пилотов. Я лично общалась со многими офицерами ВВС, и все они довольны характеристиками этого самолета. Они считают, что Су-57 — самолет особого, мирового класса", — говорит она.

F-35 и помощь от России

На выставке представлен также американский истребитель пятого поколения F-35. Негласное соперничество двух топовых мировых самолетов стало интригой авиасалона в Бангалоре. В прессе даже появлялись сообщения о том, что американцы откажутся от демонстрационных полетов в рамках Aero India, однако F-35 все же поднялся в воздух. "Американский истребитель — старый самолет, который существует давно и применяется в воздушных силах многих стран мира. Таким образом, он имеет преимущество в том, что касается нахождения на рынке в течение длительного срока.

Истребитель F-35 ВВС США и истребитель Су-57 ВКС России на выставке Aero India 2025. AP Photo/ Aijaz Rahi
Истребитель F-35 ВВС США и истребитель Су-57 ВКС России на выставке Aero India 2025

Что касается Су-57Э — это относительно новый самолет на рынке, но у него свои преимущества и возможности. Я считаю, что в отношении маневренности он однозначно превосходит американский образец. Также Су-57 успешно эксплуатировался в Сирии и на Украине, это тоже дает ему преимущество", — отмечает Суман.

Индия с 2019 года ведет работу над созданием собственного истребителя пятого поколения. Проект носит название Advanced Medium Combat Aircraft (AMCA). Полномасштабная модель самолета в 2025 году впервые была продемонстрирована на выставке в Бангалоре. В ближайшие пять лет Индия планирует построить до пяти прототипов истребителя пятого поколения с элементами "стелс".

Прототип истребителя пятого поколения с элементами "стелс" Advanced Medium Combat Aircraft на авиасалоне Aero India 2025. Елена Протопопова/ ТАСС
Прототип истребителя пятого поколения с элементами "стелс" Advanced Medium Combat Aircraft на авиасалоне Aero India 2025

Ожидается, что AMCA будет принят на вооружение индийских ВВС не раньше 2035 года. "Я слышала, что Россия предложила моей стране локализацию производства Су-57Э. Ранее Индия и Россия сотрудничали в совместном предприятии по созданию истребителя пятого поколения, однако проект не был завершен. Безусловно, в настоящее время работа над AMCA продолжается, но, будучи старыми надежными партнерами по обороне, Индия может рассмотреть возможность принятия помощи от России. И нет ничего плохого в том, что старый добрый товарищ поможет другу в его собственном начинании", — подчеркивает Шарма.

"Я — друг правительства РФ"

Индийская летчица и журналист — достаточно известная личность в российском авиационном сообществе. Суман подкупает своей искренностью и беззаветной любовью к российским самолетам. "Вспоминаю свой первый полет на МиГ-35 в 2009 году, все прошло очень гладко и было не слишком много препятствий в реализации моей мечты. Мне очень нравится тот факт, что правительство Российской Федерации давало мне возможность воплотить в жизнь свою мечту. Я — друг российского правительства из-за пилотирования этих истребителей и имеющегося между нашими странами сотрудничества в области оборонно-промышленного комплекса", — говорит летчица.

Также Суман рассказала о других изделиях российских оборонных комплексов, которые активно импортирует Индия. "На этой выставке я видела двигатели, которые будут применяться на индийских реактивных учебных самолетах. Также у Индии и России есть другие программы по сотрудничеству. В вашей стране мы покупаем систему противовоздушной обороны — зенитный ракетный комплекс "Триумф". Кроме того, Индия закупает у России фрегаты. Так что у нас длинный список сотрудничества с российским правительством в оборонном секторе. Также BrahMos является очень хорошим примером совместного предприятия Индии и России", — говорит Шарма.

Летчица отмечает, что изделия производства BrahMos в настоящее время успешно экспортируются в целый ряд зарубежных стран, что "является отличной новостью и историей успеха". Журналист подчеркивает, что подобные вещи углубляют отношения и сотрудничество между Россией и Индией.

Поездки в Россию

Суман Шарма посещала Россию уже несколько раз — в 2009, 2011, 2021 и 2023 годах. Каждый раз она специально приезжала, чтобы побывать на МАКСе в подмосковном Жуковском. "В России проводится отличное авиашоу. Именно на салоне МАКС я впервые увидела Checkmate, который был представлен в 2021 году. <...> В 2023 году я смогла посетить международный форум "Армия" в парке "Патриот" и получила большое удовольствие от выставки", — говорит она.

Летчица и журналист также рассказала о самых любимых местах в Москве. По словам Суман, она каждый раз пребывает в восторге от круизов по Москве-реке. Кроме того, ее восхищает Московский Кремль. "Очень хочу вновь посетить Россию и надеюсь, что моя мечта скоро сбудется", — отмечает Шарма.

Екатерина Адамова 

LiveInternet