В списках героев пока не значится: почему подводник Могилевский остался без высшей награды

Сергей Могилевский
Архивные документы, ставшие доступными в последнее время, позволили уточнить реальные потери в битвах на просторах Балтики в годы Великой Отечественной войны. Военные историки подсчитали, что экипаж подводного минного заградителя Л-21 Балтийского флота, которым командовал капитан третьего ранга Сергей Могилевский, потопил пять кораблей из шести единиц, уничтоженных в марте 1945 года советскими подводниками. В День моряка-подводника, отмечаемый в России 19 марта, заведующий научно-методическим отделом Музея Победы, доктор экономических наук, кандидат исторических наук Валерий Куличков рассказал ТАСС о малоизвестном ныне Сергее Сергеевиче Могилевском, входившем в пятерку самых результативных командиров подлодок Военно-морского флота СССР.
Могилевский и его Л-21
Капитан третьего ранга Сергей Могилевский в начале Великой Отечественной войны руководил боевой подготовкой подводников в штабе Балтийского флота. Однако реалии того периода войны потребовали отправки лучших офицеров на корабли. И уже 24 октября 1941 года Могилевский принял строящуюся подлодку Л-21, которой командовал до 18 ноября 1946 года. Подводный минный заградитель Л-21 водоизмещением 1 122 т имел на вооружении восемь торпедных аппаратов, две минные трубы на 20 мин и две артиллерийские установки калибра 100 и 45 мм.
Читайте также
ТАСС публикует репортаж военкора о салюте в день снятия блокады Ленинграда

Заградитель Л-21 достраивался в блокадном Ленинграде, где на заводе №189 имени С. Орджоникидзе (ныне — Балтийский завод Объединенной судостроительной корпорации) строились три подводных крейсера — К-54, К-55 и К-56.
В 1941–1943 годах достройка Л-21 неоднократно прерывалась. Известно, что 24 мая 1942 года в дизельный отсек корабля попал тяжелый снаряд. Лодка легла на грунт, но в следующем месяце ее смогли поднять и уже в августе 1943 года передать Балтфлоту.

Подводная лодка Л-21 на Неве, 1942 год
В следующем году, после капитуляции Финляндии и появившейся возможности обходить минно-сетевые заграждения противника, экипаж Могилевского вышел в свой первый боевой поход.
Мины для врага
По данным Валерия Куличкова, 23 ноября 1944 года Л-21 удалось незаметно для противника заминировать подходы к маяку Стило в Южной Балтике всего лишь в 2,5 мили от берега. На этом минном заграждении, имевшем обозначение 7-Г, в тот же день подорвался и сел на грунт новейший транспорт Eichberg тоннажем 1 923 брутто-регистровых тонны (брт), построенный для Военно-морских сил Германии в Нидерландах в 1944 году. Его смогли поднять только через неделю.
24 ноября на минах Л-21 погиб находившийся под контролем Германии датский транспорт Elie (1 873 брт). Получил серьезные повреждения и германский сторожевой корабль Vs-302, который пытался очистить минное поле, но при тралении одна из установленных советской подлодкой мин взорвалась, нанеся повреждения кормовой части сторожевика.
В декабре 1944 года жертвой мин Л-21 стал германский транспорт Eberhard (751 брт), погибший со всем экипажем. Его маршрут проходил как раз через поставленное лодкой минное заграждение.
Читайте также
Морские мины, электричество и радио: российский хайтек XIX века

По данным эксперта, этот большой успех был омрачен неисправностью минного устройства на Л-21. В результате удалось поставить только 16 мин типа ПЛТ, а вот 17-я мина зацепилась якорем за ролик и осталась в трубе корабля. В связи с этой ситуацией лодке пришлось 26 ноября срочно возвращаться на базу. По пути лодка торпедировала (и это с открытой крышкой минной трубы и застрявшей миной!) шведский пароход Hansa тоннажем 493 брт. На затонувшем судне погибли 84 человека, в том числе 22 члена команды, 62 пассажира (включая 35 шведских военнослужащих); на дно отправилось 2,5 т взрывчатки.
"Швеция тогда занимала своеобразную позицию — поставляла нацистской Германии полезные ископаемые, сопровождала конвои с германскими судами в своих территориальных водах под охраной шведских боевых кораблей. Получается, что оказывала всевозможную помощь нашим врагам, причем за хорошие деньги. Поэтому гибель 84 человек с парохода Hansa на совести тех шведов, которые предпочитали сотрудничать с Гитлером, а не бороться с ним", — подчеркнул Куличков.
В марте 1945-го
Ноябрьский ремонт в Финляндии, которая в то время стала оказывать содействие Красной армии, мало что дал. Оставшиеся на борту четыре мины поставить у полуострова Хель так и не удалось. Только 5 марта 1945 года Л-21 смог выйти на очередную минную постановку. Вот на нее и выпал самый большой успех.
Заграждение, получившее обозначение 9-Д, советская лодка поставила 13 марта 1945 года у Хельской косы днем из подводного положения. Вообще-то все 20 мин должны были располагаться совсем в другом месте. Но Могилевский проявил инициативу, неожиданно изменив место постановки после обнаружения им фарватеров 75 и 76, которыми пользовалось кригсмарине.
На следующий день, 14 марта, на минном заграждении подорвались и затонули сразу два германских миноносца: Т-3 (839 т) и Т-5 (843 т). Причем Т-3 был причастен к гибели советской подлодки С-4 — единственной погибшей в 1945 году на Балтике. Эта лодка была протаранена германским миноносцем 4 января 1945 года и после короткого боя затонула. Так мина, поставленная Л-21, отомстила за гибель советских моряков-подводников. На борту Т-3 погибли около 287 человек, 17 получили ранения. Потери Т-5 составили 94 человека, четверо были ранены.
Долго не была известна судьба германской средней подводной лодки U-367 (769 т) постройки 1943 года, занимавшейся подготовкой подводников 16 марта. Она пропала без вести со всем экипажем в 43 человека.
"Немцы не успели очистить Данцигский залив от мин советской подлодки Л-21 из-за хаоса последних месяцев войны. А U-367, возвращавшаяся на базу в подводном положении, подорвалась на мине Л-21 и затонула в трех милях от берега на глубине 67 м. Это подтверждают и польские источники", — пояснил Куличков.
Читайте также
С-13 против "Густлова": самая результативная советская подлодка Великой Отечественной

В том легендарном походе 1945 года экипаж капитана третьего ранга Могилевского активно применял и торпедное оружие. Л-21 удалось в марте атаковать несколько конвоев и потопить торпедами германские сторожевой корабль V-2022 (бывший рыболовный траулер Emil Colzman, 518 брт) и легкую плавбатарею LAT Gretel. Потери личного состава на сторожевике составили 76 человек. 29 марта подлодка вернулась на базу.
Таким образом, за четыре с лишним месяца боев на боевом счету подводного минного заградителя Л-21, применявшего как торпедное, так и минное оружие, оказалось 10 кораблей и судов противника.
И нельзя сказать, что яркие победы Могилевского совсем уж не оценили. Награды за эти события он все-таки получил — ордена Отечественной войны II степени (31.01.1945) и Ушакова II степени (26.04.1945), медали.
По мнению Куличкова, командира Л-21 обидно недооценили. Ведь некоторые подводники получали звание Героя Советского Союза лишь за одну пораженную цель, а в случае с Могилевским их было не менее 10. И это результаты, убедительно доказанные архивными материалами. Эксперт предположил, что подобная сдержанность в отношении успехов экипажа Л-21 могла быть связана с тем, что, как правило, результаты произведенных минных постановок часто довольно длительное время остаются неизвестными. Иногда только спустя 70–80 лет после боев на дне удается найти обломки кораблей и судов. И порой нелегко даже доказать причастность подлодки к боевой операции.
"Уместно еще раз выразить сожаление, что Сергей Сергеевич Могилевский умер в 1986 году, так и не получив заслуженное звание Героя Советского Союза. Хотелось, чтобы, как и в случае с Александром Ивановичем Маринеско, которому это звание было присвоено посмертно 5 мая 1990 года, справедливость в конце концов восторжествовала", — заключил Куличков.
Вячеслав Иванов



