Впервые в СССР эскизы авианесущих кораблей начали создавать в 1920-х годах, однако их полноценное проектирование и строительство началось только в 1960-х годах. Первоначально на таких кораблях базировались вертолеты. Со временем в авиагруппы вошли самолеты сначала вертикального, а позднее - горизонтального взлета и посадки.
Всего в СССР было построено семь авианесущих кораблей. Их проекты были разработаны Невским проектно-конструкторским бюро (ПКБ) в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург). Все корабли строились на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве (Украинская ССР, ныне - Украина).
О российских и советских авианесущих кораблях - в материале ТАСС.
Проект 1123 (шифр "Кондор")
Классифицировались как противолодочные крейсера, служили базой для авиагруппы из 14 вертолетов Ка-25 разных модификаций. Корабли данного проекта имели стандартное водоизмещение 11 100 тонн (полное - 15 280 тонн), длину 189 метров, ширину 34 метра.
Оснащались двухвальной котлотурбинной силовой установкой общей мощностью 90 тысяч лошадиных сил, развивали скорость до 29 узлов. Дальность плавания составляла 6 000 морских миль (11 100 км), автономность плавания - 15 суток. Экипаж - 541 человек, из них 131 офицер.
Вооружение корабля включало пусковые установки зенитного ракетного комплекса (ЗРК) "Шторм" (боезапас - 96 ракет), противолодочные комплексы "Вихрь" (9 ракет) и реактивные бомбометы РБУ-6000 (240 бомб), торпедные аппараты калибра 533 мм, артиллерийские установки АК-725 калибра 57 мм.
Проект 1143 (шифр "Кречет")
- Головной корабль "Москва" был заложен под заводским номером 701 15 декабря 1962 года, спущен на воду 14 января 1965 года, принят в состав флота 25 декабря 1967 года. Исключен из состава флота 7 ноября 1996 года. Впоследствии разрезан на металл в Индии.
- Первый серийный корабль "Ленинград" под заводским номером 702 был заложен 31 июля 1966 года, спущен на воду 31 июля 1966 года, вошел в состав флота 22 апреля 1969 года и покинул его 5 декабря 1992 года. В 1995 году разрезан на металл в Индии.
- Второй серийный корабль (заводской номер 703, проект 1123М/11233, с увеличенной на 12 метров длиной) планировался к закладке в 1968 году, однако строительство было отменено.
Противолодочные крейсера с авиационным вооружением служили базой для авиагруппы из 36 палубных штурмовиков вертикального взлета и посадки Як-38, вертолетов Ка-25 и Ка-27. Корабли данного проекта имели стандартное водоизмещение 30 530 тонн (полное - 41 370 тонн), длину 273 метра, ширину 49 метров.
Оснащались четырехвальной котлотурбинной силовой установкой общей мощностью 180 тысяч лошадиных сил, развивали скорость до 31 узла. Дальность плавания составляла 8 000 морских миль (14 800 км), автономность плавания - 30 суток. Экипаж - 1 642 человека, из них 384 офицера.
Вооружение корабля включало пусковые установки ЗРК "Шторм" (96 ракет), ЗРК "Оса-М" (40 ракет) и противокорабельных ракет (ПКР) П-500 "Базальт" (16 ракет), противолодочные комплексы "Вихрь" (16 ракет) и реактивные бомбометы РБУ-6000 (240 бомб), торпедные аппараты калибра 533 мм, артиллерийские установки калибров 76 мм и 30 мм.
Проект 11434
- Головной корабль "Киев" был заложен 21 июля 1970 года под заводским номером 101, спущен на воду 26 декабря 1972 года, вошел в состав флота 28 декабря 1975 года и выведен из него 30 июня 1993 года. Позднее продан китайской компании, в настоящее время находится в Тяньцзине (КНР), где стал частью парка развлечений и в 2011 году был переоборудован в отель.
- Крейсер "Минск" строился по незначительно измененному проекту 11432 (заводской номер 102). Был заложен 28 декабря 1972 г., спущен на воду 30 сентября 1975 г., вошел в строй 27 сентября 1978 г. и выведен из состава флота 30 июня 1993 г. Впоследствии продан в Китай, в 2006 г. стал частью парка аттракционов в Шэньчжэне.
- Крейсер "Новороссийск" (проект 11433, первоначальное имя "Баку", заводской номер 103) был заложен в сентябре 1975 года, спущен на воду 26 декабря 1978 года, вошел в состав флота 24 ноября 1982 года и выведен из него в 1991 году, после чего продан на металл в Южную Корею, где разобран в 1997 году.
Классификация - тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР). База для авиагруппы из 36 палубных штурмовиков Як-38 или Як-141, вертолетов Ка-27 разных модификаций. Корабль этого проекта имел стандартное водоизмещение 33 000 тонн (полное - 44 500 тонн), длину 273 метра, ширину 29 метров, осадку 9,5 метра.
Оснащался четырехвальной котлотурбинной силовой установкой общей мощностью 180 тысяч лошадиных сил, развивал скорость до 30 узлов. Дальность плавания составляла 7 000 морских миль (13 000 км). Экипаж - 1 610 человек, из них 383 офицера.
Вооружение включало пусковые установки ЗРК "Кинжал" (192 ракеты) и противокорабельных ракет (ПКР) П-500 "Базальт", противолодочные реактивные бомбометы РБУ-12000 (60 бомб), торпедные аппараты калибра 100 мм, зенитные установки АК-630 калибра 30 мм, артиллерийские установки калибра 100 мм (600 снарядов).
Проект 11435
- Головной и единственный корабль проекта - "Адмирал флота Советского Союза Горшков" (заводской номер 104, до 4 января 1990 года носил имя "Баку") бал заложен 26 декабря 1978 года, спущен на воду 31 марта 1982 года, вошел в состав флота 20 декабря 1987 года и выведен из него 5 марта 2004 года. Позднее продан Индии, перестроен, 14 июня 2014 года вошел в состав индийских ВМС как Vikramaditya ("Викрамадитья").
Тяжелый авианесущий крейсер. Состав авиагруппы - 50 палубных истребителей (Су-27К, МиГ-29К), вертолеты Ка-27 разных модификаций. Принципиально новый проект, который с проектом 1143 роднит только энергоустановка. Корабль получил сквозную полетную палубу с трамплином и впервые примененными в советской практике бортовыми самолетоподъемниками.
"Островная" надстройка мало изменилась по сравнению с проектом 11434, при этом улучшилась подводная и надводная конструктивная защита корабля, выросла автономность.
Стандартное водоизмещение ТАВКР проекта 11435 - 43 000 тонн (полное - 55 000 тонн), длина - 304 метра, ширина - 72 метра, осадка - 10 метров.
Четырехвальная котлотурбинная силовая установка имеет общую мощность 200 тысяч лошадиных сил. Скорость полного хода - 29 узлов, дальность плавания - 8 000 морских миль (14 800 км), автономность плавания - 45 суток. Команда - 1 960 человек, в том числе 518 офицеров.
Вооружение - пусковые установки ПРК "Гранит", ЗРК "Кинжал" (192 ракеты), ЗРАК "Кортик" (256 ракет, 48 тысяч снарядов), противолодочные реактивные бомбометы РБУ-12000 (60 бомб).
Проект 11437
- Головной корабль проекта - ТАВКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" (заводской номер 105, на стадии проекта назывался "Советский Союз", в 1982 году получил название "Рига", в том же году был переименован в "Леонид Брежнев", в 1987-90 годах назывался "Тбилиси") заложен 22 февраля 1983 года, спущен на воду 4 декабря 1985 года, вошел в состав флота 20 января 1991 года. В настоящее время - крупнейший корабль ВМФ России и единственный в его составе авианесущий корабль, способный нести самолеты горизонтального взлета и посадки.
- По незначительно измененному проекту 11436 в 1985-1992 годах в Николаеве строился ТАВКР "Варяг", который в 1993 году отошел Украине и в 1998 году был продан Китаю. 25 сентября 2012 года принят на вооружение ВМФ Народно-освободительной армии Китая как "Ляонин". В настоящее время - единственный китайский авианосец.
В середине 1980-х годов Невское ПКБ разработало проект тяжелого авианесущего крейсера с атомной энергетической установкой, паровыми катапультами на угловой палубе, взлетным трамплином и тремя самолетоподъемниками.
Российские разработки
- Головной корабль проекта 11437, "Ульяновск", был заложен 25 ноября 1988 года. Он должен был стать флагманом советского ВМФ и первым из четырех однотипных крейсеров. После распада СССР в 1991 году производство было прекращено, корабль разобран на стапеле в 1992 году.
В России авианесущие корабли не строились. В 2010-х годах Крыловский государственный научный центр (КГНЦ, Санкт-Петербург) разработал эскизный проект многоцелевого тяжелого авианосца "Шторм" (проект 23000, шифр "Логово") водоизмещением 100 000 тонн, предполагающего размещение авиагруппы численностью до 90 самолетов и вертолетов. Макет корабля был продемонстрирован летом 2015 года на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. Гендиректор Невского ПКБ Сергей Власов оценил стоимость постройки такого корабля в 200-280 млрд рублей.
Кроме того, в КГНЦ и Невском ПКБ ведется проектирование нескольких типов десантных вертолетоносных кораблей-доков (ДВКД), данные проекты носят шифры "Прибой", "Лавина" и "Кашалот".